В мире набирает популярность зеленая экономика

Экологичная бизнес-схема

В мире набирает популярность зеленая экономика. Это такая концепция развития, при которой экологам, заботящимся о сохранении окружающей среды, и экономистам, настроенным на наращивание производства и получение максимальной выгоды, спорить не о чем. Каждый из них имеет то, на что рассчитывает. Постепенно новое веяние проникает и к нам. Правда, пока что «зеленые» проекты в стране можно пересчитать по пальцам. Дело новое, неизведанное, а вложений требует серьезных.


Фото energonews.kz

Долгое время мы считали, что делать деньги и заботиться об экологии можно только одним способом: собирая металлолом и макулатуру. Когда–то, помнится, можно было еще и бутылки сдавать. Дефицитные в советское время книжки за принесенные килограммы бумаги уже давно никто не дает, а привычка не выбрасывать и складывать старые газеты в стопочку в глубине шкафа осталась. И сейчас такой поведенческий стереотип — вовсе не пережиток прошлого, а ультрамодное «зеленое» поведение.

Но без конкретных примеров коммерческого успеха зеленой экономики крайне сложно убедить кого–нибудь сделать следующий шаг. Поэтому сегодня немалый интерес вызывают проекты Евросоюза, финансируя которые, эта организация создает демонстрационную площадку для потенциальных инвесторов. Взять хотя бы производство, которое сейчас организуется в Бресте. Идея замечательная: производить щепу из неликвидной древесины. Это пни, старые шпалы, негодная мебель. По задумке создателей бизнес–плана, все то, что раньше свозилось на свалку, может стать топливом.

Плюсов много: экономия электроэнергии, использование в качестве сырья обычного мусора и создание 10 новых рабочих мест. Минус единственный, но весомый: непредсказуемость результата. Сегодня даже бумажные фабрики, работающие на традиционном для нас вторсырье, констатируют нехватку макулатуры для полной загрузки оборудования и терпят убытки. Так можно ли рассчитывать на бесперебойные поставки неликвидной древесины на новый завод? Не окажется ли цена, которую выставят владельцы вчерашнего мусора, слишком высокой для организации рентабельного производства? Хватит ли мощностей существующих сортировочных станций поблизости или древесину придется свозить со всех концов страны, увеличивая накладные расходы?

Да мало ли еще проблем, с которыми может столкнуться владелец производства, ориентированного на потребление сырья, поставка которого зависит от не самого развитого у нас направления: сортировки отходов. Для того чтобы пройти по непроторенной дороге, и реализуются у нас в стране совместные с Евросоюзом программы. Главное — сдвинуть дело с мертвой точки, а там будет видно, приживется технология или повиснет мертвым грузом на экономике региона.

Проект любого «зеленого» производства чем–то перекликается с традиционными для нашей страны отраслями народного хозяйства. Например, производство топлива из вчерашнего мусора близко по своей сути к переработке макулатуры или стеклянного боя. Или вот еще. Недавно в ландшафтном заказнике «Налибокский» открылся питомник по выращиванию западноевропейского подвида глухарей. Сегодня это особо охраняемый вид в Западной Европе. Их всего–то осталось не более 400 особей. Поэтому каждого птенца за границей готовы купить за 1.700 долларов.

Казалось бы, заурядное птицеводство. Но и здесь не все просто. Ученые признают, что птиц слишком мало. Такая популяция в естественной среде обречена на вымирание в течение ближайших десяти лет. Только за последние 14 лет количество этих птиц сократилось вполовину. Можно ли искусственно создать такие условия, в которых глухари гарантированно стали бы прибавлять в количестве? Этот вопрос пока еще до конца не изучен. Поэтому создание такого питомника у нас в Беларуси станет скорее экспериментом. Деньги в создание питомника вложены, а вот даст ли это результат — покажет время.

Также есть проблемные вопросы и в развитии органического сельского хозяйства. Основная загвоздка в том, что продукция в итоге выходит гораздо дороже, чем при поточном аграрном производстве. Здесь химическая потравка насекомых и сорняков заменяется ручным трудом. Без удобрений выход продукции получается меньший, да и хранятся такие овощи и фрукты намного хуже. Насколько мне известно, у нас в стране считаные фермеры имеют сертификаты на ведение натурального хозяйства, и все они пока не могут обойтись без финансовой поддержки.

Современная зеленая экономика предлагает огромный спектр бизнес–схем в различных сферах. Это энергоэффективность, развитие «зеленого» транспорта, сохранение биоразнообразия, управление водными ресурсами, уменьшение загрязнения воздуха. Теоретически при благоприятных обстоятельствах эти схемы могут одновременно работать на получение финансового эффекта и на улучшение экологической обстановки. Но узнать точно, насколько реально и выгодно их применение, можно только на практике.

czcz@onet.eu

Советская Белоруссия № 139 (25021). Пятница, 22 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter