Эколог вместо инспектора

Какие изменения принес новый “зеленый” закон?

Какие изменения принес новый “зеленый” закон?

Главой государства подписан Закон Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и природопользования”. Прокомментировать, что именно изменится, мы попросили начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Наталью МИНЧЕНКО:

“Законодательство развивается очень динамично, принимается большое количество нормативных правовых актов. Наша задача — обеспечить согласованность законодательных актов между собой. По этой причине Закон “Об охране окружающей среды” был приведен в соответствие с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, о контрольной (надзорной) деятельности и другими. Закон дополнен новой статьей, регулирующей деятельность общественных экологов. Существующее понятие “общественные инспекторы охраны природы” заменяется понятием “общественный эколог”. Указом Президента, регулирующим контрольную деятельность, сегодня правом осуществлять проверки наделены только профессиональные союзы. Соответственно, общественные инспекторы в области охраны окружающей среды не имеют права принимать участие в проверках субъектов хозяйствования. Поскольку инспекторские функции из их компетенции исключены, взамен введен институт общественных экологов. Общественный эколог — это гражданин, который добровольно и безвозмездно изъявил желание оказывать содействие Минприроды по охране окружающей среды.

Кроме того, закон направлен на сокращение числа административных процедур. Из законов “О растительном мире” и “О животном мире” исключены три административные процедуры, касающиеся регистрации зоологических и ботанических коллекций. Также упрощена процедура выдачи разрешения на изъятие диких животных из окружающей среды. Но животных не будут изымать бездушно. Нет, цели, изъятия не претерпели изменений, просто вместо трех разрешений, которые раньше выдавались, будет выдаваться одно. 

Из Закона “О растительном мире” исключается административная процедура — установление Минприроды лимитов на пользование объектами растительного мира. Если в будущем потребуется, к примеру, лимитировать сбор ягод  в отдельных районах, министерство имеет право установить ограничения по срокам сбора или вовсе запретить “охоту” на лесные богатства. Однако устанавливать конкретные лимиты для каждого пользователя необходимости нет.

Чтобы пресечь браконьерство, статья 45 Закона “О животном мире” дополняется нормой, касающейся регулирования деятельности по изготовлению чучел животных. В частности, теперь оказывать услуги по изготовлению чучел можно только при наличии документов, подтверждающих законность владения такими животными. Так что сделать чучело из незаконной добычи и похвастаться им перед друзьями браконьер не сможет.

С учетом международного опыта и на основании практики правоприменения уточнены и систематизированы нормы, касающиеся охраны и использования редких видов животных и растений. В частности, нормы положения о Красной книге Республики Беларусь перенесены в Закон “Об охране окружающей среды”, что, несомненно, повышает статус данного инструмента охраны биоразнообразия. Еще одно новшество — предусмотрено изъятие из природы представителя вида, включенного в Красную книгу, если животное больно неизлечимой болезнью. К примеру, если рысь с признаками бешенства (которые подтвердит ветеринарный врач) забежит в деревню, животное можно будет изъять, не нарушая закон.

В новом законе впервые использовано понятие “биотоп” (участок территории или акватории с однородными условиями, на которых обитает сообщество определенных видов животных и растений). Охрана биотопов как ключевых участков для сохранения биологического разнообразия является одной из задач при реализации государственной программы социально-экономического развития на 2011—2015 годы и стратегии по сохранению биоразнообразия на 2011—2020 годы. Этими документами предусматривается  сохранение популяций редких видов диких животных (большой подорлик, орел-змееяд, скопа, золотистая ржанка, большой веретенник, дупель, вертлявая камышевка и другие) и дикорастущих растений путем взятия под охрану их основных биотопов (открытые низинные болота — 30 000 гектаров, пойменные луговые земли — 40 000 гектаров, верховые и переходные болота — 160 000 гектаров). Сохранение биотопов также важно в свете перспектив присоединения Беларуси к Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе. Предложения о присоединении были подготовлены и внесены Минприроды в правительство в 2012 году. Эта конвенция также направлена на сохранение биотопов.

Принимая во внимание тот факт, что мониторинг растительного мира проводится НАН Беларуси, законом предусмотрено, что и мониторинг животного мира также будет проводиться Национальной академией наук.

В итоге принятый закон позволит сохранить национальные интересы Беларуси в экологической сфере, обеспечить охрану наиболее ценных для Беларуси природных территорий и устойчивое использование ресурсного потенциала страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter