ЭКО с последствиями

В России планируют вдвое увеличить квоты на лечение бесплодия методом ЭКО

В России планируют вдвое увеличить количество квот на лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения

Датские ученые обнаружили, что при беременности единственным плодом, зачатым с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), риск невынашивания увеличивается вчетверо по сравнению с естественным зачатием.

Исследователи из университетской больницы Орхуса проанализировали данные 20 166 женщин, которые принимали участие в исследовании с 1989-го по 2006 год. Все они были беременны впервые, причем учитывались только беременности одним плодом.

Выяснилось: в 16 525 случаях, что составило 82 процента, зачатие наступило естественным путем в течение первого года половой жизни без контрацепции. В 2020 случаях (10 процентов) для наступления беременности потребовалось больше года, в 879 (4 процента) — женщины проходили лечение от бесплодия, не включающее ЭКО, и 742 плода (4 процента) были зачаты в результате ЭКО.

Риск невынашивания беременности в перечисленных группах составил соответственно 3.7, 5.4, 2.3 и 16.2 на 1000. После поправок на возраст матери, индекс массы тела, уровень образования, а также потребление табака, алкоголя и кофеина, оказалось, что у прошедших ЭКО рождение мертвого плода происходит вчетверо чаще, чем у остальных.

По словам Кирстен Визборг, возглавлявшей исследование, причиной такой зависимости могла стать изначальная предрасположенность к невынашиванию у пар, нуждающихся в ЭКО. Однако тот факт, что после введения поправок риски в остальных группах различались незначительно, может указывать на то, что причиной повышенной частоты мертворождений является либо сама технология ЭКО, либо не выявленные пока факторы.

К слову, это не первое сообщение о негативных последствиях ЭКО. Еще ранее появлялись тревожные сообщения о том, что клонированные дети, как и те, кто уже сейчас появляется на свет благодаря технологии «ребенок из пробирки», могут иметь серьезные проблемы со здоровьем в будущем. Причина этого — нарушение регуляции активности отцовских и материнских генов. Британские ученые установили, что у «детей из пробирки» риск тяжелой врожденной патологии возрастает во много раз. В частности, у детей, зачатых ЭКО, в 4 раза выше риск наследственного заболевания — синдрома Беквита—Видеманна, генетического заболевания, характеризующегося гипер­трофией языка и грыжей.

В январе 2010 года ученые предположили, что у «детей из пробирки» чаще встречаются пороки сердца и проблемы желудочно-кишечного тракта. Среди болезней, которым подвержены эти дети, — болезнь Англемана, провоцирующая отставание в развитии, а также болезнь Беквита—Видеманна.

Тем не менее Минздрав страны-соседки — Российской Федерации — предложил вдвое увеличить количество квот на лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения. Как отмечают сотрудники Минздрава, обеспечение шести тысяч бесплодных пар лечением обойдется в 747,6 миллиона рублей ежегодно (из расчета стоимости квоты на ЭКО 124,6 тысячи рублей).

Учитывая приблизительно 30-процентную вероятность успеха при «оплодотворении в пробирке», выделение указанных квот всем шести тысячам нуждающихся пар увеличит население России примерно на две тысячи человек в год. Сколько из этих двух тысяч человек будут неизлечимо больны, никто достоверно ответить не сможет, поскольку исследования ЭКО еще далеко не исчерпаны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter