Эко невидаль

Пионеры сельского туризма мечтают о дешевой электроэнергии

Пионеры деревенского туризма мечтают о дешевой электроэнергии и садовой железной дороге

Агроэкотуризмом в Беларуси сегодня занимается почти две тысячи человек, и армия адептов постоянно растет. Но кто же был самым первым? По информации Валерии Клицуновой, стоявшей у истоков этого бизнеса, пальма первенства — за Михаилом и Ириной Макей. Их усадьба «Верес» расположена в Зельвенском районе.

— Зарегистрировались мы в сельсовете в июне 2006-го, сразу, как вышел указ о развитии агроэкотуризма. Но, вообще, принимали гостей и пробовали себя в этом деле еще с 2000-го. С тех пор количество туристов растет год от года. Всего у нас их побывало более 10 тысяч, — рассказывает Ирина Макей.

 

Родилась Ирина в деревне Сосновый Бор под Щучином в 1963 году. Потом переехала с семьей в Александровку.

— Деревня тогда была не та, что сейчас. Людей много жило, веселились, помогали друг другу, ходили в гости. И хоть еды такой хорошей не ели и одежды разной не носили, как сегодня, но принять умели. А какая природа была! Заливные луга, рыба, грибы… У моей бабушки на печи три мешка орехов стояло.

Ирина Яновна вспоминает, как мама случайно сожгла ее новенькие валенки.

— Только купили мне их. Погуляла вечером, вернулась и положила в печку, чтобы к утру высохли. А мама встала рано, не проверила и разожгла. Дрова ведь еще с вечера закладывали, чтоб спросонья долго не мучиться. Жалко было: это сейчас у каждого пять пар сапог, а тогда валенки вещью считались.

 

А еще память подбрасывает случай с танкистами, которые возились с техникой в лесу на учении.

— У нас там были лес густой и болото. И в этом болоте завяз танк. Солдаты его днем и ночью откапывали. Как-то папа пошел в лес за дровами, встретил их, пригласил к нам погреться. А они угостили нас сахаром в кубиках, завернутых в бумажки, — говорит собеседница.

После школы Ирина закончила кооперативное училище в Гродно. И приехала по распределению продавцом в Зельвенский район.

— Сначала работала заведующей в маленьком магазинчике в Сынковичах, а потом в «Промтоварах» в соседней Елке, где было еще двое продавцов. Ассортимент, конечно, проигрывал теперешнему, но все равно вещи продавались качественные. Я бы хотела, чтобы сейчас такие же магазины были, как тогда.

 

Видела Ирина Яновна и тяжелое время дефицита с талонной системой распределения.

— Вот у нас в среду был привоз товара. И люди с вечера занимали очередь, ночевали, жгли костры вокруг магазина. Кто первый успел, тому и везло больше всех. Правда, не всегда. Вот стоишь ты первый, привезут, например, три пальто осенних сорок восьмого размера, а у тебя сорок четвертый.

Именно в магазине в Сынковичах Ирина встретила будущего мужа. Михаил тогда только вернулся из Германии, где служил в разведке.

— Он сам из Елки, а за вываркой приехал почему-то к нам. Говорил, что случайно, но, думаю теперь, это предлог был — сказали, что молоденькая девочка работает. И я уже тогда поняла, что он более хозяйственный, чем я. Очень уж он эту выварку грамотно выбирал: эта не подойдет, потому что без крышки, а эта битая… — улыбается наша героиня.

 

Осенью познакомились, а в апреле уже была свадьба. Причем что интересно: на календаре 28-е, но шел сильный снег.

— Миша ехал ко мне на автобусе с семью-восемью дружбантами. Это сейчас достаточно одного свидетеля с собой брать, а тогда было принято много. Но возле сельсовета автобус остановили и половину дружбантов забрали на армейские сборы. Так что многие из моих свидетельниц остались без пары и очень на меня обижались.

Ирина работала завмагом, муж — агрономом, в 84-м родился Франц, в 87-м — Олечка. Все вроде бы шло по накатанной.

— А потом вышел указ об арендаторстве, и в 91-м мы стали фермерами. Я, правда, этого решения не принимала, узнала о нем, только когда в сельсовете вывесили списки, что нам выделили 50 га земли. Это Миша взял инициативу в свои руки и поставил меня перед фактом. Ему всегда нравилось все новое.

 

Начинал Михаил вместе с тремя другими фермерами. Вместе они взяли кредит, в складчину купили первый трактор.

— Мужу помогал еще его отец. Он был самым лучшим в колхозе трактористом, имел большой опыт. Сеяли зерно, сажали картошку, капусту, а урожай продавали — что-то государству, что-то на рынках. Понемногу появились деньги, стали строить дом и всю базу — дорогу, склады…

Сегодня Ирине Яновне уже трудно перечислить все, что есть у них с мужем в хозяйстве.

— Это теперь разноплановое предприятие. Тут и кафе, и магазин, и столярный цех, и бригада по установке и ремонту зерносушилок… Всего на работе занято 65 человек, а когда сезон, то еще больше. Из техники есть и КамАЗы, и тракторы, и даже кран. Доходы, конечно, большие, но и расходы не меньшие.

 

С 2000-го стала зарождаться и идея о занятии агроэкотуризмом. Первыми гостями — еще бесплатно — стали шведы.

— В Минске тогда проходил семинар по фермерству. Они четыре дня провели в городе, а потом на сутки приехали к нам. Я очень волновалась, понравится ли. Приготовила хороший стол, весь его украсила пионами. И они признались, что все предыдущие четыре дня мечтали побывать на природе в такой красоте, — рассказывает Ирина Яновна.

Затем семья Макей познакомилась с Валерией Клицуновой, которая пригласила на форум по агроэкотуризму в Украине.

— Мы увидели, как это делается там, и решили попробовать. Место у нас хорошее. К тому же уже был построен дом, вырос сад. Конечно, кое-что мы переделали: добавили санузлы, достроили зал при столовой, а позже перенесли производство подальше, чтобы гости наслаждались тишиной и спокойствием.

 

С тех пор в агроусадьбе побывало много людей. В основном белорусы и россияне, но также израильтяне, немцы, поляки, литовцы…

— Много гостей приезжало из посольств. Например, зимой у нас проходил семинар, была развлекательная программа, всех катали на санях. Мой муж бегал по трескучему морозу в одном пиджаке, и ничего, не холодно.

В усадьбе отмечают праздники, справляют свадьбы, проводят форумы и просто отдыхают. Веселые происшествия случаются здесь постоянно.

— Через наше озеро, которое шириной метров 50, натянута тарзанка. Как-то во время очередной свадьбы один из гостей решил прокатиться на ней прямо в белоснежном костюме. Полпути проехал нормально, а на середине застрял — заело колесико. На помощь ему выслали лодку, но гость не сумел продержаться и шлепнулся в воду.

 

Кстати, как отмечает Ирина Яновна, в разряд совсем обычных вещей уже перешли свадьбы по белорусской традиции.

— И горшок счастья лепят вместе с гончаром, и подковы изготавливают с кузнецом. Жених с невестой одеты в национальные костюмы, обряды проводятся старинные, а свадебные игры за столом — исторические. Например, на знание предметов обихода того времени.

Агроэкотуризм — бизнес доходный: можно кормить и себя, и свою семью, утверждает наша собеседница.

— Но заниматься им сможет не каждый. Нужна большая духовная отдача. Очень сложно за пару дней сойтись с людьми, понять, что именно нужно клиенту. Каждый раз думаешь: ну, в следующий раз уж точно никаких ошибок не будет. Но, как ты ни готовься, все равно опять это будет что-то новое.

 

Самое любимое место Ирины Яновны на территории усадьбы — сад. Его посадили 20 лет назад на абсолютно голом месте.

— Повсюду беседки, скульптуры и интересные поделки. Например, паровоз, пушка, карета, драконы. Есть даже огромная ладья. Она снималась в каком-то кино, а потом лежала в разобранном виде на минском складе. Затем нам позвонили знакомые и спросили, не хотим ли мы поставить ладью у себя.

У семьи Макей — большие планы по развитию. Говорят, если не они сами, то дети продолжат.

— Муж давно думал построить водяную мельницу для выработки электроэнергии. Потому что сейчас очень много ее тратится в нашем хозяйстве. Также мечтаем создать железную дорогу в миниатюре, чтобы паровоз с вагончиками ездил по рельсам под открытым небом. Еще хочется расширить зоопарк и розарий.

 

Сын Франц и дочь Ольга оба уже в браке и осчастливили своих родителей тремя внуками.

— Сейчас они живут в Минске. Но летом каждый раз приезжают сюда и помогают по хозяйству. При этом говорят, что в городе они только пока дети не выучатся, а потом переедут к нам в деревню насовсем, — с надеждой говорит Ирина Яновна.

---------------------------------------

Кстати

Среди первых белорусских агроэкоусадеб были также «Лолуа» — в Логойском, «Свитязянка» — в Кореличском, а также «Кролова хата» и «Хорень» — в Россонском районе.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В ПРОЕКТЕ «ПЕРВЫЙ»:

Первые белорусы 3-го тысячелетия родились 01.01.01 в 00.15 утра

Первый комбайнер-тысячник молотил зерно и днем, и ночью

Первый белорус в «Одноклассниках»: Я против эротики в соцсетях

Первый машинист метро: Нервным людям у нас делать нечего

Первый по алфавиту гражданин РБ носит фамилию Аавекукк

Первая белоруска с донорским сердцем: Теперь оно уже как родное

Первых белорусских стюардесс звали Олимпиада и Фелициана

Первая женщина с орденом Матери: Если чем и грешна, то не абортом

Первая мини-мисс стала барменом и уже сама ждет ребенка

Первый вожатый «Зубренка» четырежды видел Юрия Гагарина

Первый оператор БТ теперь живет недалеко от Голливуда

Первый белорус с орденом Мужества: Если б рвануло, был бы ужас

Первый огранщик бриллианта: Испортишь алмаз – и зарплаты нет

Первый изобретатель теперь живет во времянке с десятью собаками

Первый инвалид, прыгнувший с парашютом: Эмоции зашкаливали

Первый электронный чип внедрили дворняжке по кличке Белорус

Первый шахтер: «Беларуськалий» начался с Большого взрыва

Первую бутылку белорусского шампанского открыли 35 лет назад

Первый белорусский клоун изъездил с гастролями весь мир

Первая белорусская Изаура: Проблем с именем не было никогда

Первую пластическую операцию сделали пострадавшему в драке

Первый кассир ГУМа: Очередь в день открытия тянулась до Немиги

Первый белорусский трамитадор уже не занимается этим бизнесом

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter