Каково девушке за рулем спецавтомобилей

Экипаж машины боевой

Репортер "СБ" узнавала, каково девушке за рулем спецавтомобилей
— Права я получила недавно, — честно призналась я Александру Симончику, замкомандира войсковой части 3214 внутренних войск МВД.

— Ничего, — ответил он.

— Буквально на днях.

— Понятно, — голос офицера звучал уже не так уверенно.

— И это моя... первая поездка как водителя, — я решила быть откровенной до конца.

Александр Валерьевич наверняка чертыхнулся про себя, что пустил за руль новичка, да еще девушку, но как настоящий полковник виду не подал. Скажу только, что руль этот боевой машины БТР–80 и спецназовского автомобиля, прозванного «Лисом».



Как в танке


— Всегда мечтала заглянуть под «капот» бронетранспортера. Но для начала узнать бы, где, в принципе, находится сердце этой мощной техники.

Попытки найти его самостоятельно оказались безуспешными.

— Позвольте, — боец–водитель роты спецназначения Иван Лобов, стоя рядом на броневике, предложил сделать шаг в сторону. Поднял один люк, второй, третий, четвертый. — А вот и сердце.

Двигатель, к слову, был под стать махине (сразу вспомнился фильм про Кинг–Конга).

— Два бака по 160 литров, расход топлива — 48 л на 100 км. Вот радиатор. Четырехтактный, жидкостного охлаждения с V–образным расположением восьмицилиндровый дизельный двигатель 7403 мощностью 191 «лошадка», — увлеченно рассказывал рядовой Лобов, даже не подозревая, как сильно пополнил мой словарный запас по автотехнике. 

БТР капот 2.JPG

Вблизи БТР выглядит куда более мощным, нежели издалека или на параде. Почти 14–тонный здоровяк способен с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Вплавь — со скоростью до 10 км/ч, по бездорожью — до 40, по трассе — до 80, но если надо, поедет быстрее. Броня, говорят военнослужащие, крепка, колеса — а их восемь — быстры: «Полный привод, в общем. Прошу внутрь».

Офицер повернул ручку сбоку БТР — и металлическая «дверь» тяжело распахнулась, протянув нам что–то вроде трапа. Это вход для десанта. Я же занимаю место командира экипажа, через люк.

— Так вы и головной убор примерьте, — боец протянул шлемофон. Похож на те, что у танкистов. — Это внутренняя связь между членами экипажа. Правее от вас — радиостанция для выхода в общий эфир.


В БТР-80. На месте командира

«Ладно, ненадолго надену», — решила я и прилипла к оптической установке напротив. Это прибор ночного видения.

— И что обычно делает командир? — осваиваюсь в новой «должности».

— Анализирует обстановку, соотносит с полученными задачами и командует, — помог Лобов.

— Тогда — поехали!


Все десять бойцов должны оказаться в бронетранспортере через 10 секунд после получения команды. Это норматив отличников

...Отдать приказ куда легче, чем самой управлять БТР. Нет, опытному бойцу это раз, простите, плюнуть. Но мне... Проверить, все ли датчики — а их тут штук 50 — в норме. Выжимаем сцепление, включаем передачу... Кстати, самое сложное в «восьмидесятке» — понять, куда ты, в принципе, едешь, поскольку смотришь через небольшое окошко. В дыму, под обстрелом или по реке, говорят, вообще идешь почти вслепую: в распоряжении водителя разве что смотровой люк и триплексы сантиметров 15 на 30 с многослойными стеклами. Они, как и корпус, бронированные. Над головой (опять же при открытом люке, он же — дверь для водителя) — внешнее зеркало заднего вида. Еще два — по бокам. Их сделали уже сами солдаты. Да, и чего лично я опасалась бы больше всего, так это заглохнуть где–нибудь посреди реки. А тут еще спецназовец истории вспомнил, как в учебке его отделение застревало и приходилось вытаскивать себя самим либо дожидаться помощи.

Перехожу на место стрелка–наводчика. Точнее, пробираюсь. Еще точнее — переползаю, стараясь не удариться, не зацепиться и не застрять, хотя до этого считала себя миниатюрной и достаточно гибкой.

— Нужны сноровка и опыт, — утешил добрый офицер.

«Снимаем стопы, — чья–то рука сдвигает рычаги рядом. — Держите, одной рукой крутите это колесико. Оно поднимает и опускает ствол пулеметной установки. Второй рукой вращайте это. Так вы разворачиваете башню в нужную сторону. А в боевых условия еще нужно и стрелять, вот электроспуски обоих пулеметов. Огонь можно вести и вручную. Имеется в БТР и спуск дымовых шашек». Кстати, на приготовление к стрельбе дается всего секунд 45.


Между прочим, находясь в БТР, можно определить уровень радиации снаружи — есть прибор радиационной химразведки. Есть и фильтровентиляционная установка, которая не пропускает внутрь радиационную пыль, газы, дым, есть отвод пороховых газов.

В салоне, где места для остальных семи бойцов, попросторнее. Мягкие сиденья — удобно. «Под ними — трансмиссия и все, что нужно для обслуживания машины и ремонта, — уточнили спецназовцы. — Снаружи есть лопата, топор, пила и прочее. Это на случай завалов или если надо окапаться, замаскироваться в лесу». Техника, как ни крути, надежная. Даже шины без подкачки выдержат до десяти пробоин, и можно двигаться даже на трех колесах. Конечно, при определенном расположении.

Да, кондиционера тут нет. Спасаемся естественной вентиляцией, открыв все двери и люки. К слову, все десять бойцов отделения должны оказаться в бронетранспортере не позже чем через 10 секунд после получения команды. Таков норматив отличников.


Приручая «Лиса»


— Надежная машина, наследие СССР, — Александр Симончик помог мне выбраться наружу. — Да, сейчас создается современная спецтехника с отличной компоновкой. К примеру, в Беларуси модернизируются БТР–70, 80, обновляются агрегаты, трансмиссия, устанавливается более мощный двигатель. Однако и стоящий на вооружении бронетранспортер позволяет выполнять поставленные задачи. Это хорошее прикрытие и огневая поддержка для личного состава. Ну а «Лис», собранный в Беларуси аналог известного спецназовского российского «Тигра», идеален для работы войск в городских условиях, а также разведподразделений.

В бронированном корпусе — места для водителя, командира машины и семи бойцов десанта с оружием. Можно установить различную аппаратуру, например, блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств, радиостанции. Огонь можно вести и через специальные бойницы. Сказать, что внутри современной боевой машины просторно, — ничего не сказать.

— Ну что? Заводитесь, — полковник был на командирском сиденье, я за рулем. — Дублирующих педалей, если что, нет. Да ладно, шучу. Здесь почти как в обычной легковушке.

Кто–то сзади нажал какой–то рычаг, и мое кресло подалось вперед.

— Отлично, до педалей достаю. Так, спидометр, тахометр, есть система АБС, гидроусилитель руля. Ручник...


А.Симончик: «Ездить на «Лисе» не сложнее, чем на легковом авто. Но уж точно безопаснее»

— Да, еще обычно проверяем уровень масла, заряженность аккумулятора и прочее, — помог рядовой Артем Демиденко. — Если видим по датчикам, что дизель на грани, переключаем на другой бак. Их здесь два.

— Вот у вас в легковой какой расход топлива на сотню километров? — поинтересовался товарищ полковник.

— До десятки.

— А здесь максимум 14 — 16. Ездить на «Лисах» не сложнее, чем на легковом авто, но уж точно безопаснее. Здесь даже есть автономная подкачка колес, автоматически устанавливается и давление в зависимости от того, поедем мы по асфальту, песку или шоссе. Кстати, каждый, кто увлекается ездой по бездорожью, оценит и возможность пониженной передачи, наличие блокировок межколесных и межосевых дифференциалов. Так что проходимость отличная. Почти как у танка.

...Проверяю нейтралку. К слову, рычагов два. Офицер подсказал: «Ближний к вам — коробка передач. Дальний — рычаг раздаточной коробки, на случай бездорожья. В остальном все, как в обычной машине: заводимся, сцепление, первая передача». И мы тронулись. Колеса послушно повернули влево (там бойцы до этого предусмотрительно убрали стоящие машины).

— Кондиционер? — предложил замкомчасти.

— Да, если можно.

— Так включайте, вы же водитель. Вот кнопка. 

--9.jpg

Да, кнопок здесь тоже много. Есть даже розетки для подзарядки, к примеру, прибора ночного видения, радиостанции и прочего оборудования, которому достаточно 16 вольт.

«Лис» почти вдвое легче бронетранспортера и более верткий. Двигатель с турбонаддувом. Пожалуй, если бы не камуфлированный раскрас, броня, бойницы для стрельбы и боевой модуль на крыше, вполне сошел бы за обычный внедорожник. Несмотря на внешнюю холодность и суровость, этот «малыш» поддается «дрессировке». Конечно, профи из бойцов делают права категории «С», комплексный курс подготовки и постоянные тренировки.

— Отлично, немного сдаем назад, выравниваем руль, — помогает офицер. — Хорош. Стоп. Красота, вам — зачет, можно и бойцом–водителем.

Это, разумеется, был просто комплимент.

СПРАВКА «СБ»

Бронеавтомобиль «Лис» — спецтранспорт для перевозки личного состава, спецгрузов, буксировки прицепов и легких орудий, перечисляет замкомандира части: «Противотанковый вариант «Лиса» выпускают на Минском заводе колесных тягачей по российской лицензии, сейчас доля белорусских комплектующих уже составляет 85 процентов. Новизна конструкции — в мощной сварной лонжеронной раме из специальной стали повышенной прочности, на которой крепятся двигатель, подвеска и другие агрегаты, а также бронированный кузов–бронекапсула. Десантный отсек обладает пятым классом баллистической защиты и выдерживает обстрел из автомата Калашникова, пулемета, снайперской винтовки, даже устоит против мин. В общем, проверен и надежен».

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 155 (25037). Суббота, 13 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter