Эх, болота... Выпь да журавль!

Как сделать наши болота привлекательными для туризма?

Для наблюдения за редкими крылатыми нет мест лучше, чем белорусские болота

С недавних пор экотуристы потянулись на болота. Нет, по их мнению, места для отдыха, релаксации и познания природного мира более благодатного. Все еще редкий, правда, уставший от цивилизации горожанин пока решается провести отпуск в единении с дикой природой. Такая смена обстановки представляется большинству весьма экстремальной, а потому «отпускные радости» для них привычнее получать где-нибудь на далеком морском побережье. Быть природолюбом мало, от отдыха, будь то заграничный курорт или деревенская агроусадьба, даже неискушенный турист в первую очередь ждет комфорта и познавательного содержания.

Деревенский турсервис в Беларуси уже не младенец, но еще не взрослый. Это скорее подросток, пытающийся под влиянием своего переходного возраста убедить всех в собственной значимости. Впрочем, согласитесь, стремление подчеркнуть свою самость уже огромный шаг к успеху. Государство приветствует и поддерживает любые благие устремления частного агроэкотурбизнеса. А в последние годы к пропаганде белорусского турпродукта активно подключились сами государственные природоохраные учреждения. Бизнес им не конкурент и не помеха, наоборот, работа первых дополняет услуги вторых, а ставка не только на местные этнокультурные обычаи, но и на знакомство с первозданной природой (то, чего ждет и белорус, и иностранец), оправдала себя на сто процентов.

Третий год подряд на базе целевых заказников Белорусского Полесья реализуются мероприятия в рамках уникального проекта Программы развития ООН/Глобального экологического фонда «Сохранение биоразнообразия Полесья». В сотрудничестве с Минприроды и Минспорта, Представительством ПРООН в Беларуси на территории Березовского, Дрогичинского, Пинского, Лунинецкого, Столинского и Житковичского районов завершены 15 микропроектов по развитию экотуристической инфраструктуры. Кроме этого, на территории проектных заказников «Средняя Припять», «Споровский» и «Званец» реконструированы и оснащены 4 эколого-просветительских центра, оборудованы экотропы.

Кто-то, может, и не поверит, но есть люди, для которых уединение с поющими в осоке жабами — верх жизненного счастья! Таких немало среди иностранцев. В то же время количество желающих оценить достоинства родной природы и познать ее лучше растет и в Беларуси. А ведь так, если подумать, и должно быть. Хотя на практике мы, горожане, «асфальтные люди», чаще всего добровольно лишаем себя возможности такого по-настоящему неожиданного и увлекательного общения с настоящей природой и предпочитаем ему жаркие курорты с их не всегда безопасной экзотической флорой и фауной. И напрасно! Взять хотя бы экотропу Республиканского биологического заказника «Споровский», обустроенную при поддержке организаторов проекта.

О многом говорит тот факт, что это единственный в Беларуси, а может, и во всем мире сохранившийся кусочек уникального низинного болота, не подвергшегося беспощадной мелиорации. Чудом спасли эти земли в переломном 1991-м, когда хотели осушить бесценные почвы и организовать на 11 000 гектарах поймы реки Ясельды, «питающейся» от белорусской Амазонки — Припяти, колхоз. Этого, к счастью, не произошло, и экологический интерес к местности все-таки возобладал над сельскохозяйственным.

Сегодня у нас есть возможность оценить всю правильность такого решения. «Споровский» — это Полесская низина, а Полесская низина — это самая настоящая живая первозданная и богатейшая природа. Заказник должен сохранить ее для потомков. Сама природа, правда, пытается в определенной мере препятствовать этому... Болото зарастает, и работники заказника, а всего этих энтузиастов пятеро, должны регулярно, даже зимой, выкашивать территорию. Именно это вмешательство, кстати, не только сохраняет, но и увеличивает популяцию небезызвестной вертлявой камышевки. Директор «Споровского» Вадим Протасевич, к слову, удостоенный за свою благородную миссию звания «Человек года Брестчины» в 2009 году, упреждает мое любопытство относительно значения этой неприметной птички-малышки (если сравнивать ее с такими встречающимися на болотах пернатыми великанами, как, например, выпь и журавль) в природе. Он так и говорит: «Да, птичка маленькая, а интерес к ней огромный. Не на каждом болоте камышевка живет, только на тех, которые по-настоящему живые, а их не так много осталось. Потому и грозит виду сегодня глобальное исчезновение...»

Впрочем, пессимизма у работников «Споровского» в последние годы не осталось. Иностранные туристы передают друг другу весть о «полесском чуде»: приезжают в «Споровский» в надежде увидеть 15—20 видов редких птиц, а уезжают, не только увидев, но еще и засняв на камеру во время прогулки по экотропе все 50 разновидностей уже практически не существующих в Европе крылатых! Те же посетившие заказник в прошлом году чехи несколько часов кряду фотографировались на месте, где река Ясельда расходится рукавами (переправу по которой, кстати, здесь обеспечивает необычный паром — тянут его сами туристы...). Потрясла иностранцев такая первозданность. В их стране все реки давно канализированы. За прошлый год заказник посетили семьсот туристов, в том числе 40 иностранцев. А всего за 5 месяцев текущего года количество последних уже почти удвоилось. В эколого-туристическом центре заказника есть возможность разместить туристов на ночлег. Правда, места всем уже, конечно, не хватает. На помощь приходит частный бизнес. Владельцы агроэкоусадеб дополняют встречу с великолепными белорусскими пейзажами национальной кухней и выступлениями местных фольклорных коллективов.

В «Споровском» уже разработали четыре маршрута. Пеший, велосипедный, водный и включающий компоненты всех трех. Но много желающих приехать сюда даже всего на час, чтобы хотя бы одним глазком увидеть цветение ириса сибирского или венерина башмачка... Но пусть не покажется вам, что главная забота местных экологов лишь прибыли от туризма. Да, полученные средства направляются на поддержание хрупкого природного равновесия и лишними, разумеется, в таком деле не бывают. Но исключительно важная задача «Споровского» — эковоспитание молодежи. Ученики Здзитовской средней школы, обычные сельские мальчишки и девчонки, уже не первый год живут по собственной местной повестке устойчивого экологического развития этого чудесного региона. Территория заказника впритык подходит к зданию школы. Дети решили не упускать редкую возможность изучить привычки обитателей заказника и уже взахлеб готовы рассказывать о них всем гостям. Знают, например, почему лягушки во время нереста возвращаются к месту рождения; могут рассказать, как по видовому составу растительности определить выброс в атмосферу парниковых газов!.. А ведь это и есть реальное экологическое воспитание.

Такие примеры, которых только в полесском регионе благодаря проекту ПРООН/ГЭФ уже не единицы, — это отдельные бусины, «нанизав» которые на «нить» Брестчина получает полноценный туристический маршрут», подчеркивает руководитель группы управления проектом Алексей Артюшевский.

Дубой — старейшая деревня Пинского района, приютившаяся на краю еще одного уникального заказника Полесской низины — «Средняя Припять». Хозяину местной агроусадьбы «Дубой над Пиной» Владимиру Фабишевскому повезло и не повезло одновременно. Места здесь живописнейшие, со своей историей. Есть она и у паркового комплекса, на территории которого расположена сама усадьба. В Беларуси таких объектов больше не встретишь, в основу проекта парка заложена версальская идея — на одной оси должны были располагаться въездная брама, основное здание и круглый пруд с фонтаном, в котором можно наблюдать закат солнца. В парке и сейчас сохранилась уникальная система каналов, дно которых, судя по всему, вымощено дубом. В разные века парком владели то иезуиты, то промышленники, оставили на нем свой отпечаток Первая и Вторая мировые войны (сохранилось кладбище Первой мировой войны). Местность по иронии судьбы была в разное время приютом для православных и католических религиозных деятелей — Афанасия Филипповича и Андрея Боболи, причисленных впоследствии к лику святых. Словом, интерес к парку сегодня по ряду причин немалый, и особенно у религиозных туристов из Польши. Но что может предложить им не имеющий даже соответствующего статуса древний парк? В наши дни это всего лишь хозяйственная территория рыбхоза «Полесье». Высыхают уникальные каналы, требует серьезной реставрации памятник истории парка — каплица... Спасает ситуацию пока лишь обустроенная в рамках проекта ПРООН/ГЭФ экотропа, маршрут которой кроме объектов исторического прошлого включает вековые дубы, редкую сосну Веймутова, пихты белые, монументальные европейские лиственницы.

— Мои знакомые привозят в парк своих детей, чтобы они могли послушать сову. А соловьи здесь не смолкают даже днем. Дикие голуби в парке почти что ручные, по утрам повсюду ползают виноградные улитки, завезенные сюда еще иезуитами. Есть дуб, который, можно сказать, вернул меня к жизни. В 2007 году кардиологи поставили неутешительный диагноз. Традиционная медицина не помогала. Вспомнил тогда о дубе — говорят, с ним и хвори отступают. Обнимал дерево каждый день и... жив, слава Богу! — говорит Владимир Фабишевский и добавляет: — Вот бы парку еще получить заслуженный республиканский статус объекта историко-культурного наследия. Тогда к его восстановлению можно было бы привлечь научных работников и довести все здесь до ума.

Процесс этот, надо сказать, с мертвой точки уже сдвинулся. Местные органы власти и сами заинтересованы в восстановлении редкого парка. Но турист, как говорится, не ждет. Одной лишь белорусской кухней в усадьбе Владимира Фабишевского и прогулками на теплоходе или катере по реке Пине, которая совсем рядом, сыт он не будет. В развитии национального туризма не может быть мелочей. История и экология, традиции и современность — все должно быть переплетено и представлено по максимуму уже сегодня.

На снимке: обилие водно-болотных угодий - главная особенность полесского пейзажа.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter