«Екатерина. Взлет»: как снимали продолжение сериала об императрице Екатерине II

На канале Россия — продолжение телефильма о жизни и царствовании императрицы Екатерины II, «Екатерина. Взлет». Создатели уверяют, что новые серии «ощутимо лучше первой части». Исполнительница главной роли Марина Александрова рассказала «ТН» о том, как снимали фильм.
В новых сериях перед зрителями предстает Екатерина II, которая царствует уже шесть лет. Она с беспокойством смотрит на сына, цесаревича Павла (Павел Табаков), слишком похожего на своего покойного отца, и хочет обвенчаться с Григорием Орловым (Сергей Марин). Фильм расскажет в общей сложности о пятнадцати годах правления императрицы.

Слева направо: Сергей Марин (граф Орлов), Марина Александрова (Екатерина Великая) и Сергей Колтаков (Никита Панин, наставник цесаревича Павла)

Для Марины Александровой это первая возрастная роль — повествование начинается, когда ее героине 39 лет. Чтобы выглядеть более весомо в прямом смысле слова, актрисе пришлось поправиться: для съемок в продолжении она набрала 10 кг. Говорит, просили больше, но против природной конституции не пойдешь. Затем за дело ­взялись художники по костюму и гриму — добавили еще несколько килограммов.

— Не секрет, что женщинам достается меньше хороших ролей, чем мужчинам, — вздыхает Марина Александрова. — Роль Екатерины для меня — настоящий подарок. Мою героиню можно сравнить с мужчиной в женском обличье — такой силы у нее был характер. А ведь много лет назад я играла принцессу в сериале «Бедная Настя». И вот, годы спустя, меня пригласили на роль императрицы… Доросла, называется! Но это не означает, что теперь мне можно предлагать только возрастные роли. Нет, я могу и хочу играть молодых. (Смеется.) Эта роль для меня — определенный актерский рубеж. В первой части моя героиня приезжает в Россию девушкой — по-человечески и по возрасту она мне ближе. В продолжении задача стояла куда сложнее: показать женщину, которая объявляла войны, руководила страной и никому не давала пощады. Получились совсем разные характеры. Я с удивлением обнаружила, что, оказывается, могу быть стервой, пусть и на экране. Сама от себя не ожидала!

За внимание и благосклонность императрицы борются многие, в их числе и Григорий Потемкин (Владимир Яглыч)

Еще во время подготовки к съемкам в первой части актриса детально изучила биографию своей героини и сейчас взахлеб рассказывает о ее достижениях: губернская реформа, две выигранные войны, присоединение Крыма, вакцинация от оспы, введенный в повседневный рацион населения страны картофель и не только.

— Как сказала Мария-Антуанетта: «Если страной правит король, корона давит на голову, — продолжает Александрова, — а если королева — корона давит на сердце». Мне кажется, это высказывание очень хорошо характеризует и Екатерину. Да, будет много эмоций и страстей, присущих моей героине. Хватает и пикантных сцен — не знаю только, все ли их покажет канал Россия. Смотрите режиссерскую версию — там точно будет всё! (Смеется.)

В будуаре императрицы побывало немало фаворитов. Одного из них — графа Орлова — играет Сергей Марин (в первой части эту роль исполнил ­Сергей Стрельников). Марин описывает этого человека как «порочного и жаждущего власти», но в фильме он играл влюбленного мужчину, готового ради любимой женщины на все.

Гардероб для главных героев заказывали за границей, в компаниях, специализирующихся на изготовлении исторических костюмов. На фото: Владимир Яглыч (слева) и Игорь Скляр

— Теперь, если у меня родится сын, придется назвать Григорием — другого пути нет! — шутит актер.

Марина Александрова, ставшая мамой спустя почти год после окончания съемок в первой части, назвала дочь Екатериной. Актриса надеется, что черты характера, свойственные этому имени, — властность и рассудительность — помогут дочке в жизни.

— Была смешная история, связанная с детьми, — рассказывает Марина Александрова. — По окончании съемочного дня я зашла на службу в любимую церковь и в какой-то момент заметила на руках у мужчины ребенка, который пристально смотрел на меня глазами, округлившимися от ужаса. Я ему улыбаюсь, а он таращится, будто привидение увидел. Не по себе стало! Когда папа мальчика обернулся, я узнала в нем нашего оператора Максима Шинкоренко! Оказывается, сын шептал ему на ухо: «Папа, здесь Екатерина II! Я вижу ее!» Максим подумал, что его сын сошел с ума. Представляете? (Смеется.)

Любава Грешнова играет преданную фрейлину императрицы, а Михаил Горевой — тайного советника

Не до смеха было Александровой, когда каждый вечер она получала очередные 12-18 листов текста. К утру их нужно было выучить.

— Я приходила домой и говорила мужу: «Теперь я понимаю, как тяжело нашему президенту. Ты представляешь, каково это — выучить имена-отчества одних только министров за столом?» У нас было много сцен, в которых моя героиня обращается то к одному советнику, то к другому — и всех нужно назвать правильно! Но это все мелочи. Для меня было счастьем работать в этом проекте — в родном Санкт-Петербурге, с командой людей, ставших близкими.

Когда в 2014 году сериал «Екатерина» вышел в эфир, на исполнительницу главной роли посыпались не только хвалебные отзывы, но и критические комментарии. Самый часто задаваемый вопрос звучал тогда так: «Почему вы снимали без париков?!» Создатели намеренно отказались от шиньонов и накладок, посчитав их штампом.

Павел Табаков в роли цесаревича Павла, доставляющего своей матери много хлопот

— Чтобы почувствовать свою герои­ню, мне не нужен парик на голове — не это же главное! — говорит Александрова. — Конечно, были те, кто, например, замечал: «Вам не хватило вот этого!» На что я с улыбкой отвечала: «Наверное, вы правы! Вам ведь лучше знать, какой на самом деле была Екатерина Великая». Я понимаю, что всем мил не будешь. Каждый читает «Войну и мир» и представляет свою Наташу Ростову. Честно скажу, я не переживала по поводу критики. Для меня в первую очередь важна оценка профессионалов, а мы получили премию «ТЭФИ» и «Золотого орла». Наш телефильм — это не документальная история, мы имеем право на свою художественную правду. Для меня как для актрисы сценарий сродни Библии. Я должна выстроить образ своей героини так, чтобы зрителю было интересно наблюдать за ней до самого финала. Это важнее, чем строгое следование исторической хронологии.

Первую «Екатерину» снимали в основном в Чехии, в местных замках. Продолжение — уже в Петербурге.

— На наше счастье, в городе к тому моменту отреставрировали ряд исторических объектов, — говорит продюсер Александр Акопов. — Мы могли работать в Царском Селе, Петропавловской крепости, Мухинском училище. В Москве задействовали усадьбу Кусково, Крутицкое подворье и не только. Кстати, некоторые сцены сняты в Янтарной комнате в Екатерининском дворце — снимать там запрещено, но нам удалось сделать несколько кадров. Все декорации выстраивали, конечно, заново. Когда будете смотреть серию, в которой посольскую делегацию Екатерины убивают в покоях турецкого султана, обратите внимание на интерьеры: после ­команды «Стоп! Снято!» их смыло ливнем на глазах у всей группы! Но главное — успели, нам повезло.

С Игорем Скляром (Иван Бецкой, могущественный советник императрицы)

Исполнительница главной роли вспоминает съемки в Царском Селе.

— Мне не забыть момент, когда я верхом на лошади, в образе Екатерины, разгоняла перепуганных китайских туристов, крича: «Уйдите! Уйдите! Вы попадаете в кадр!» О, я произвела фурор! — смеется Александрова.

На высокие рейтинги и положительную реакцию зрителей надеются теперь и создатели телефильма. Если публика оценит новые серии, то и третьему сезону, вполне возможно, быть.

Марина КУЗНЕЦОВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ

Фото: Пресс-служба телеканала Россия, Андрей Федечко

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?