Его удел — ближний бой

Полковник в отставке Василий Акимович Климовских даже сейчас, в свои 85 лет, не стесняется спрашивать о том, о чем не успел прочитать или узнать...

Полковник в отставке Василий Акимович Климовских даже сейчас, в свои 85 лет, не стесняется спрашивать о том, о чем не успел прочитать или узнать. В учебе он всегда был отличником, а на поле боя — первым. Еще в юности Василий высоко поднял собственную планку профессионализма. И не опускает ее до сих пор.


Первые... туфли


Василий Акимович родился в Удмуртии в городке Камбарка 6 января 1924 года. Кроме него, в семье кузнеца Акима Климовских воспитывалось еще четверо сыновей и три дочери. Поэтому, когда в 1938 году Вася с отличием окончил семилетку, отец сказал: «Ты большой, думай сам, сынок, что делать дальше. На нас не надейся — нужно поднимать маленьких».


С тех пор Василий привык рассчитывать только на себя. Выбрав педагогическое поприще, 14–летний подросток поехал в Сарапул, где без экзаменов поступил в педучилище.


«Стипендия была мизерной, — вспоминает ветеран. — Вечерами приходилось подрабатывать на пристани грузчиком. Из барж в машины перегружали гречку и сопровождали ее на очистку. Набрав после смены полные карманы крупы, я и мои товарищи сдавали ее в столовую, за что получали бесплатные обеды. А с первой зарплаты я справил себе первые в жизни брезентовые туфли».


Так пролетело три года. На выпускном вечере, назначенном на 22 июня 1941–го, Васе присвоили почетное звание учителя младших классов и распределили в ижевскую школу... К полудню в Сарапуле узнали о войне.


Василий рвался на фронт. Но в военкомате, куда пришел новоиспеченный педагог, отказали. Пришлось проверять тетрадки с кляксами, разнимать на переменах драчунов. Но уже через два месяца 17–летний учитель снова пришел к военному комиссару и заявил, что стыдно отсиживаться в тылу, когда Родина в опасности. На сей раз ему пошли навстречу и направили в Казахстан в Гурьевское военное пехотное училище, эвакуированное из Одессы. Через 10 месяцев напряженной учебы (занимались по 14 — 15 часов в сутки) курсантам объявили о присвоении звания лейтенант и в спешном порядке направили под Сталинград, в самое пекло.


Беглый огонь


Еще не доехав до места назначения, Василий Акимович принял первое боевое крещение. Внезапно появившиеся фашистские бомбардировщики нанесли удар по эшелону. После налета оставшиеся в живых младшие командиры группами по 2 — 3 человека стали пробираться к Волге, где соединились с 91–й стрелковой дивизией 51–й армии. Взвод, которым командовал Василий Климовских, в составе дивизии участвовал в освобождении Батайска, Ростова и Донбасса. В конце 43–го наши части вошли в Запорожскую область, где форсировали реку Молочную. А потом завязались ожесточенные уличные бои за Мелитополь.


«Удел пехоты — это ближний бой, — рассказывает Василий Акимович. — Приходилось не только ходить в атаки с автоматом, но и с кинжалом участвовать в рукопашной схватке. Да и вообще, у пехотинцев шансов остаться в живых всегда было меньше». Василий Акимович признался, что сначала было страшно за себя и за жизнь товарищей: «Потом привыкаешь, смело смотришь смерти в лицо, даже чувствуешь, куда упадет снаряд.  Хотя и был четырежды ранен, сейчас  могу сказать: родился в рубашке».


Как–то в апреле 43–го у городка Штеровка наступление полка захлебнулось. Взвод Климовских залег, стал окапываться. Гитлеровские гренадеры пошли в контратаку. Был момент, когда Василий Акимович уже не надеялся остаться в живых, — в двух метрах от офицера упал артиллерийский снаряд и... не разорвался. Этот день стал вторым днем его рождения. Но был еще и третий.


Осенью 43–го дивизия, в которой Климовских был ротным, взяла направление на Перекоп, чтобы захватить плацдарм в Крыму. На подступах к Перекопскому перешейку у немцев была сильная оборона.   Начались тяжелые бои. Как-то Василий в бинокль наблюдал за противником из траншеи. Повернулся было вправо — и тут снайперская пуля, нацеленная в сердце, попала в руку, по касательной задела живот. В армейском госпитале сделали операцию, и через два месяца офицер вернулся на фронт в свое соединение — 9–ю стрелковую дивизию.


От Балтики — до Средней Азии


Освободив Шяуляй и Паневежис, советские соединения подошли к Елгаве и заняли оборону на реке Лиелупе. «Я тогда уже командовал ротой автоматчиков, — рассказывает боевой офицер. — Командир полка приказал выдвинуться с группой солдат как можно ближе к немецким траншеям, чтобы разведать огневые точки противника и корректировать огонь нашей артиллерии ракетницей». Приблизившись к немцам на расстояние 35 метров, группа Климовских приступила к выполнению задания. Уже потом стало известно, что им дали неправильные ориентиры. И первый залп накрыл старшего лейтенанта и его подчиненных. Плащ–палатка Василия была вся усыпана осколками, даже ракетница отказала. В отчаянии Климовских выстрелил в нее из пистолета, и... ракетница сработала. Артиллеристы тут же перенесли огонь чуть дальше — на немецкие окопы.


После освобождения Елгавы группировка вермахта была разрезана на две части, а путь к Балтийскому морю открыт.


В 45–м старший лейтенант Климовских был тяжело ранен. Недалеко от латвийского городка Приекуле разворачивали батарею и попали под немецкий минометный огонь. Память о том обстреле Василий Акимович до сих пор носит в обеих ногах.


После госпиталя офицер был назначен начальником штаба батальона 87–го гвардейского стрелкового полка 29–й гвардейской стрелковой дивизии. На этой должности он и встретил окончание войны. А в мае участвовал в долгожданном параде в честь Победы. Было это в Риге.


В мирное время Василий Акимович не покинул строй. В 1950 году с отличием окончив Ташкентскую школу МГБ по подготовке оперативного состава, полтора года служил оперуполномоченным. А после окончания экстерном Ташкентского юридического института преподавал специальные и юридические дисциплины в школе МГБ.


В 1956–м Василия Акимовича направили в пограничные войска. В Среднеазиатском пограничном округе около десяти лет майор Климовских занимал руководящие должности в штабе тыла. Отвечал за призыв военнослужащих, комплектование штатов, ведение кадровой работы.


В запас ветеран уволился в 1969–м с должности заместителя начальника военно–технического училища правительственной связи. В этом же году семья Климовских переехала в Минск.


Здесь более 20 лет Василий Акимович работал в Министерстве жилищно–коммунального хозяйства, был председателем профкома предприятий коммунального обслуживания Мингорисполкома, трудился в трамвайном депо инженером по гражданской обороне. Общий трудовой стаж полковника в отставке составляет 51 год, а мундир офицера–фронтовика украшают ордена Отечественной войны I и II степеней, орден Красной Звезды и более 20 медалей за боевые заслуги.


Несмотря на недуги и ноющие раны, Василий Акимович никогда не унывает. Он по–прежнему строен и подтянут. А чувство юмора и веселый нрав помогали не только выжить и победить на фронте, но и перенести другие испытания, выпавшие на его долю. Сейчас он ухаживает за любимой женой Марией, перенесшей инсульт. Сам ходит в магазины, готовит и убирает. И самое главное — доволен своей судьбой. А внукам говорит, что каждый должен пройти свою дорогу так, чтобы не стыдно было по ней возвращаться обратно.


Ольга ХМЕЛЕВСКАЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter