Ретроспективная выставка работ Валерия Шкарубо проходит в Национальном художественном музее

Его пейзажи исцеляют

О полезных свойствах живописи Валерия Шкарубо и выставке в НХМ

В Национальном художественном музее открылась выставка «Валерий Шкарубо. In Memoriam». Она посвящена памяти и 65‑летию со дня рождения Валерия Шкарубо — уникального белорусского художника, произведения которого хорошо известны как в Беларуси, так и за ее пределами. Вернисаж ретроспективный, охватывающий разные периоды творчества мастера: их неспешное изучение, как чтение автобиографического романа, позволяет подробнее узнать о том, чем жил автор, о чем он думал, как рос над собой. Экспозиция развернулась в большой галерее музея, а это пространство, как верно отметил генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов, просматриваемое с любой точки зала, способны освоить только большие художники с равновеликими картинами.


Удивительно, как многих людей самых разных взглядов на жизнь и искусство объединило открытие выставки: видимо, пейзажи художника, такие хмурые, скромные и задумчивые, действительно соответствуют человеческому естеству многих белорусов. Первые зрители до сих пор шелестят в соцсетях, делятся фотографиями, воспоминаниями и впечатлениями о личных встречах с мастером, лейтмотив постов: «Он слишком рано от нас ушел, но его картины будут жить вечно». И это похоже на правду.

Напомним, Валерий Шкарубо, заслуженный деятель искусств Беларуси, умер в 2020 году в возрасте 62 лет. Тогда и сейчас сложно свыкнуться с мыслью, что с нами больше нет этого могучего человека, неспешно курсирующего по Минску, — а Валерий Федорович любил много ходить пешком. Его рослую фигуру можно было заметить в разных частях города несколько раз в день, и каждый раз при встрече задавать шутливый вопрос: «Опять не пишется, маэстро?» В ответ художник тихо улыбался. Известное дело, недуги и стрессы Шкарубо излечивал ходьбой, наматывал километры, чтобы вернуться к душевному спокойствию и своим медитативным пейзажам.

Валерий Шкарубо.
Почему же так больно сегодня говорить о художнике в прошедшем времени? Ответ на поверхности: нам казалось, что он будет с нами всегда, как эта размытая сельская дорога на картине «Журавли пролетели»; или хвойный лес, протягивающий еловую лапу в «Осенних думах»; как первый снег, шепот воды любимого озера или лавандового цвета хуторская хата.
Но, увы, вечность вырвала художника, как это нередко бывает, внезапно, и вот уже мотив дороги в его произведениях обретает новый, почти мистический смысл — ведь на картинах Шкарубо дорога очень часто обрывается и никуда не приводит…


Воспоминания о редких беседах с художником теперь на вес золота. Однажды в интервью он назвал лучшим местом на земле берег реки Березины под Борисовом: «Когда я нахожусь вдали от родины, всегда остро ощущаю тоску по белорусским местам... Интересно, в Италии я пытался писать пейзажи — и у меня ничего не вышло. Казалось бы, там такие природные цвета, сочные и яркие. Я сделал в Италии множество этюдов, но ни один из них не перевел в картину. Не моя это природа — итальянская». Прошло 20 лет после той беседы, уже усохли деревья, посаженные моим отцом, заросла дорога, ведущая к его тихой рыбацкой заводи. Так со временем смысл сказанного художником прорастает во мне новыми смыслами, а каждая из его картин — новыми щемящими нотами. Разумеется, природа Шкарубо — белорусская, в ней очень много личного, прожитого. Самое главное — в его произведениях много любви, каждый пейзаж он писал, добиваясь правды, нужного настроения, очень долго. Чего стоит один этот волшебный ультрамарин зимних сумерек в картине «Под снегом». Несмотря на международный успех, художник больше всего ценил выставки в нашей стране. Когда в глазах белорусских зрителей улавливал радость узнавания родимых мест, бывал по-настоящему счастлив: значит, все не зря.
В наше динамичное, тревожное, полное стрессов время пейзажи Валерия Шкарубо можно рекомендовать как первое средство для исцеления души, арт-терапию.
Отвлекитесь, сходите в Национальный художественный музей, побудьте с картинами наедине. Выставка в память о тончайшем мастере продлится в НХМ до 26 марта.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Глеб Отчик, председатель Белорусского союза художников:

— Валерий Шкарубо исповедовал три простые истины. Первая — в работе надо максимально выкладываться. Он был жутким перфекционистом. Второе — в каждом произведении искусства должна быть загадка. И третье — картина должна побуждать зрителя к размышлениям.

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея:

— Думаю, нишу Валерия Федоровича в ближайшее время никто не займет. От каждого его холста идет такой свет души, авторский почерк и стиль, повторить это невозможно. Как на эстраде, например, нет замены Муслиму Магомаеву или Валерию Ободзинскому. Все картины Шкарубо уникальны, они дышат его аурой. В этом, наверное, и смысл настоящего искусства.





viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter