В Национальном художественном музее открылась выставка «Валерий Шкарубо. In Memoriam». Она посвящена памяти и 65‑летию со дня рождения Валерия Шкарубо — уникального белорусского художника, произведения которого хорошо известны как в Беларуси, так и за ее пределами. Вернисаж ретроспективный, охватывающий разные периоды творчества мастера: их неспешное изучение, как чтение автобиографического романа, позволяет подробнее узнать о том, чем жил автор, о чем он думал, как рос над собой. Экспозиция развернулась в большой галерее музея, а это пространство, как верно отметил генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов, просматриваемое с любой точки зала, способны освоить только большие художники с равновеликими картинами.

Напомним, Валерий Шкарубо, заслуженный деятель искусств Беларуси, умер в 2020 году в возрасте 62 лет. Тогда и сейчас сложно свыкнуться с мыслью, что с нами больше нет этого могучего человека, неспешно курсирующего по Минску, — а Валерий Федорович любил много ходить пешком. Его рослую фигуру можно было заметить в разных частях города несколько раз в день, и каждый раз при встрече задавать шутливый вопрос: «Опять не пишется, маэстро?» В ответ художник тихо улыбался. Известное дело, недуги и стрессы Шкарубо излечивал ходьбой, наматывал километры, чтобы вернуться к душевному спокойствию и своим медитативным пейзажам.

Почему же так больно сегодня говорить о художнике в прошедшем времени? Ответ на поверхности: нам казалось, что он будет с нами всегда, как эта размытая сельская дорога на картине «Журавли пролетели»; или хвойный лес, протягивающий еловую лапу в «Осенних думах»; как первый снег, шепот воды любимого озера или лавандового цвета хуторская хата.
Но, увы, вечность вырвала художника, как это нередко бывает, внезапно, и вот уже мотив дороги в его произведениях обретает новый, почти мистический смысл — ведь на картинах Шкарубо дорога очень часто обрывается и никуда не приводит…

В наше динамичное, тревожное, полное стрессов время пейзажи Валерия Шкарубо можно рекомендовать как первое средство для исцеления души, арт-терапию.
Отвлекитесь, сходите в Национальный художественный музей, побудьте с картинами наедине. Выставка в память о тончайшем мастере продлится в НХМ до 26 марта.

Глеб Отчик, председатель Белорусского союза художников:
— Валерий Шкарубо исповедовал три простые истины. Первая — в работе надо максимально выкладываться. Он был жутким перфекционистом. Второе — в каждом произведении искусства должна быть загадка. И третье — картина должна побуждать зрителя к размышлениям.
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея:
— Думаю, нишу Валерия Федоровича в ближайшее время никто не займет. От каждого его холста идет такой свет души, авторский почерк и стиль, повторить это невозможно. Как на эстраде, например, нет замены Муслиму Магомаеву или Валерию Ободзинскому. Все картины Шкарубо уникальны, они дышат его аурой. В этом, наверное, и смысл настоящего искусства.



