Ефим Копелян

Актеры советского кино
В это трудно поверить, но звание народного артиста СССР Копелян получил за два года до смерти. Почти 30 лет актер снимался только в эпизодах и снялся почти в 70 кинокартинах. Заговорили же о нем как о новом имени в советском кинематографе, как ни странно, после роли Саввы Морозова в фильме о революции. Лишенный суеверий, он не боялся «погибать» на экране: «Николай Бауман», «Опасные гастроли», «Преступление и наказание», «Вечный зов». Между прочим, и юные мстители руку приложили к атаману Бурнашу — экранному герою Ефима Копеляна. Но сам актер считал себя в первую очередь человеком театра. И в этом — правда.

Копелян рассказывал, как, впервые выходя на сцену, от волнения появился не через дверь, а через окно. На сцене в это время находился тогдашний премьер театра, к которому после спектакля и отправился извиняться удрученный Копелян. Премьер выслушал сбивчивые тексты, тяжело вздохнул и спросил: «А больше ты ничего не заметил, Копелян? Ты ведь, голубчик, мало того, что вошел через окно, ты ведь вышел–то... через камин!»

Вся его жизнь — и творческая, и личная — была связана с питерским БДТ. Это был знаковый театр советского времени. Классический. Не похожий на бунтарскую труппу Театра на Таганке, однако с питерскими Москва и в то время считалась. Каждая новая постановка театра на Фонтанке сопровождалась статьями в центральной прессе: как правило, критики боялись давать однозначную оценку новому сценическому полотну, поэтому в их стиле присутствовала доморощенная витиеватость. Кому она пригодилась?

В 70–х годах интервью у артистов брали редко. В спальни и паспорта журналисты к ним не заглядывали, поэтому откровений Копеляна история нам не сохранила. Надо признать, что и на ТВ существуют только фрагменты из постановок того времени и лишь некоторые репетиции режиссера театра Георгия Товстоногова. Зато почти во всех творческих вузах на специальности режиссура преподаватели по крупицам делились своими впечатлениями от просмотров спектаклей БДТ, в дни премьер советская интеллигенция запросто ездила в Москву и Ленинград. Это явление было даже модным. Например, мой педагог по мастерству Галина Ляндрес (ныне режиссер театра в Хайфе) раскладывала нам, второкурсникам, в конце 80–х режиссерскую экспликацию спектакля «Пять вечеров», а сцену, в которой были заняты Зинаида Шарко и Ефим Копелян, и вовсе проиграла перед застывшей аудиторией...

Тема войны в пьесе Володина была родной для Ефима Захаровича. Еще в мае 1941 года он женился на актрисе Людмиле Макаровой (кстати, неповторимая Ханума в телевизионном формате). Летом 41–го Копелян вступил в народное ополчение...

Народный артист СССР Олег Басилашвили, который был частым партнером Копеляна на сцене БДТ, заметил, что Ефим Захарович был абсолютно не похож на артиста: «Он не выделялся ни высоким ростом, ни красивой внешностью, ни громким голосом. На сцене он был прост и, казалось, маловыразителен, однако его персонажи всегда жили насыщенной внутренней жизнью».

Он был в обойме тех дарований, о которых можно было сказать — он сыграть может телефонный справочник. Актерская судьба была к Копеляну благосклонна: проходных ролей в театре зрелый Копелян избежал совершенно. Зато в кино — сплошь эпизоды! Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя.

Вспомните хотя бы в картине «Неуловимые мстители», казалось бы, смешной эпизод — сцена побега «засланного казачка» Даньки. Сообщая атаману, что пацаненок «убег!», под фразу: «Мертвые с косами стоят» Бурмаш абсолютно спокойно выслушал конвоира, достал из кобуры наган и хладнокровно выстрелил в упор в своего же проштрафившегося солдата. «И тишина» наступает уже в зале, хотя за секунду до этого кадра зрители смеялись над вымышленными рассказами о мертвецах Савелия Крамарова... В этом фильме, как известно, Бурмаш появлялся на секунды, в сценарии были три реплики. А ведь как запомнился!

Фильм «Семнадцать мгновений весны», как сейчас сказали бы, сделал Копелян. Хотя актер ждал роли в этом сериале от режиссера Лиозновой до последнего! Именно его голос рассказывал, как «Штирлиц шел по коридору», читал «телеграммы Алекса Юстасу» и напоминал о «нордическом характере» — эти прописавшиеся в анекдотах фразы сразу вспоминаются при упоминании Ефима Копеляна.

И если Штирлиц Тихонова при всей своей респектабельности и проницательности немного зануда, то Копелян сводит это занудство на нет. Копелян — богатый внутренний мир Исаева–Штирлица, отточенная мысль режиссера Лиозновой. Штирлиц курит — Копелян говорит. Штирлиц пьет пиво — Копелян не тянется за кружкой, он говорит. Штирлиц едет к Борману — Копелян никуда не едет и не идет, он по–прежнему говорит взвешенно и спокойно, говорит, когда Штирлиц молчит, спит, бреется...

Говорят, коллеги уговаривали Татьяну Лиознову убрать из фильма слащавую сцену, где Штирлиц трогательно встречает 23 февраля картошкой, собранной, наверное, на шести сотках, выделенных штандартенфюреру «месткомом» разведки Шелленберга. Режиссер не послушалась, оставила эпизод: наверное, думала, что и в этом случае выручит голос Копеляна. И она не ошиблась.

Ефим Захарович Копелян умер от второго инфаркта 6 марта 1975 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter