Эффективная защита

Почему возникла необходимость разработки проекта союзной концепции безопасности

Почему возникла необходимость разработки проекта союзной концепции безопасности

Анатолий Шерстнев, начальник Управления по обеспечению деятельности Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью

От уровня правового регулирования напрямую зависит эффективность защиты национальных интересов и уровень национальной безопасности Беларуси и России, общая безопасность Союзного государства.

Вопросы развития законодательства государств – участников Союзного государства и формирования нормативно-правовой базы этой структуры в сфере безопасности являются приоритетными в деятельности Парламентского Собрания и работе Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью.

Приоритеты определены. Они обусловлены тем, что, во-первых, от нормативно-правового, в том числе законодательного, обеспечения напрямую зависят эффективность защиты национальных интересов и уровень национальной безопасности Беларуси и России, общая безопасность Союзного государства. Во-вторых, речь идет о правовом регулировании деятельности силовых структур, специальных служб и правоохранительных органов наших стран, объединенных структур Союзного государства, применяющих соответствующие методы, вооружение и военную и специальную технику, которые сами по себе несут угрозу для жизни и здоровья людей.

В-третьих, решение задач безопасности государства и общества на законной основе создает условия для комплексной безопасности каждого гражданина Союзного государства. И в-четвертых, активная и упреждающая работа на межгосударственном, межведомственном, межрегиональном уровнях по решению этих задач создает условия и предпосылки для развития интеграционных процессов в целях создания Союзного государства.

Мы отмечаем, что многое сделано и делается по вопросам развития законодательства Беларуси и России и формирования нормативно-правовой базы Союзного государства по вопросам безопасности. Это, по нашей оценке, одна из наиболее законодательно обеспеченных сфер в Союзном государстве.

Совместными усилиями Республика Беларусь и Российская Федерация сформировали общую концептуальную базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных областях, а также достаточную нормативно-правовую базу обеспечения национальной безопасности как России, так и Беларуси.

По инициативе Комиссии по безопасности, обороне и борьбе с преступностью вопрос о развитии законодательства государств-участников и формировании нормативно-правовой базы Союзного государства в сфере безопасности, обороны и правоохранительной деятельности рассматривался на тридцать девятой сессии Парламентского Собрания в июне 2011 года.

Вместе с тем мы исходим из того, что современные внешние и внутренние условия союзного строительства  требуют активизации работы Парламентского Собрания в унификации законодательства государств-участников и формировании нормативно-правовой базы по вопросам безопасности Союзного государства.

Методической основой для этой работы могут послужить разработанные и одобренные Парламентским Собранием рекомендации  по унификации законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников и формированию нормативно-правовой базы по вопросам безопасности Союзного государства.  Это будет методическое пособие с условным названием “Рекомендации Парламентского Собрания по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и формированию нормативно-правовой базы Союзного государства в сфере безопасности”.

Также напомню, что Комиссией по безопасности, обороне и борьбе с преступностью в 2008 году  было разработано научно-методическое пособие “Организация и проведение работы по унификации законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников и разработка нормативно-правовой базы Союзного государства в области безопасности”, которое было издано в количестве двухсот экземпляров и распространено по комиссиям Парламентского Собрания и заинтересованным министерствам и ведомствам. Предлагаемые рекомендации дополнят методическую базу, заложенную ранее изданным пособием.

Комиссия по безопасности, обороне и борьбе с преступностью предлагает рассмотреть вопрос о создании рабочей группы Парламентского Собрания, состоящей из депутатов Парламентского Собрания от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, для межпарламентской координации усилий, что касается  нормативно-правового обеспечения безопасности в различных сферах функционирования Союзного государства.

Комиссия считает, что для унификации законодательства государств-участников и формирования нормативно-правовой базы Союзного государства в сфере безопасности необходимо совершенствовать парламентское взаимодействие в этой работе на разных уровнях.

В первую очередь между профильными  комиссиями (комитетами) палат Национального собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации. В связи с этим результативными являются проведение совместных заседаний  этих комиссий и комитетов, участие депутатов в заседаниях комиссий (комитетов) на взаимной основе. Это вполне осуществимо, так как депутаты Парламентского Собрания являются членами тех самых комиссий и комитетов, которые решают законодательные вопросы в этой сфере. Необходимо расширить участие в таких заседаниях представителей органов Союзного государства, совместных коллегиальных органов министерств и ведомств Беларуси и России, экспертного сообщества наших стран.

При содействии комиссий Парламентского Собрания необходимо отладить механизм постоянного взаимного информирования о разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы безопасности Союзного государства, а также о  ходе рассмотрения уже внесенных проектов, продолжить  обмен на регулярной основе планами законопроектной работы по данному направлению.

Второй уровень взаимодействия – это совместная работа с комиссиями (комитетами) советов областного уровня Республики Беларусь и законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. Наша практика показывает, что проведение совместных заседаний, совместная подготовка законодательных инициатив и другие формы взаимодействия способствуют выработке согласованных подходов к нормативно-правовому регулированию обеспечения региональной безопасности, подготовке предложений по вопросам поддержания и укрепления безопасности приграничных регионов.

И последнее. В ходе проводимых Парламентским Собранием мероприятий разного уровня неоднократно ставился и обсуждался вопрос о необходимости разработки  Концепции безопасности Союзного государства, которая явилась бы методологической основой законопроектной и иной деятельности по укреплению безопасности государств-участников и Союзного государства в целом.

Необходимость подготовки проекта данного документа обусловлена тем, что Концепция безопасности Союза Беларуси и России, утвержденная решением Высшего Совета Союза Беларуси и России в апреле 1999 года, выполнила свое предназначение. За прошедшие 14 лет изменились вызовы и угрозы, совершенствовались национальные и союзная системы обеспечения безопасности. Соответственно менялись концепции национальной безопасности Беларуси и России. В настоящее время эти документы достаточно гармонизированы и унифицированы по содержанию, что является прочным фундаментом для того, чтобы на их основе разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter