Эффект жесткой конкуренции

ПРЕДСТАВЬТЕ себе такую картину: при выезде из леса, на обочине дороги, стоят две машины: одна — райпотребсоюза, вторая — коммерсанта. Кого они ждут? Правильно — сборщика ягод или грибника! Выходит человек с дарами природы — сразу к нему направляются два заготовителя. Первый, который из райпо, предлагает 12 тысяч рублей за килограмм ягод. Второй — 14... Сборщик со своей корзиной идет к машине частника. «Постойте! — останавливает его заготовитель из райпо. — Беру за 15». Коммерсант набавляет три тысячи...

Заготовку продукции работники Ушачского райпо ведут в «нетепличных» условиях

ПРЕДСТАВЬТЕ себе такую картину: при выезде из леса, на обочине дороги, стоят две машины: одна — райпотребсоюза, вторая — коммерсанта. Кого они ждут? Правильно — сборщика ягод или грибника! Выходит человек с дарами природы — сразу к нему направляются два заготовителя. Первый, который из райпо, предлагает 12 тысяч рублей за килограмм ягод. Второй — 14... Сборщик со своей корзиной идет к машине частника. «Постойте! — останавливает его заготовитель из райпо. — Беру за 15». Коммерсант набавляет три тысячи...

— У них предела в ценах нет, — поясняет мне председатель Ушачского райпо Владимир Круглик. — Почти всегда во время торга они нас обходят и ягоды себе забирают. А нам остаются крохи. Выше установленного предела мы не можем закупать у населения любую продукцию. Дело доходит до того, что частники углубляются в лес, разъезжаются там по дорогам и сигналят: кто хочет — подходи к машине, сдавай ягоды, получай деньги. Такой вот «сервис»...

Коммерсанты переправляют ягоды в Москву, Санкт-Петербург, Минск. А заготконтора потребкооперации закладывает их в морозильник. С начала заготовки она приняла от населения 22 тонны черники, полтонны брусники и столько же клюквы. Это меньше, чем в прошлом году, процентов на 30—40. Первая причина — урожай ниже обычного, особенно клюквы. И вторая — повышенная активность частных заготовителей. «Их в этом году, как муравьев в лесу! — заметил директор ЧУП «Коопзаготпром» Игорь Полозов. — Куда ни приедем, они уже там. И денег предлагают людям побольше, чем мы. Вот и стараемся закупать там, где нет конкурентов».

— А мне, покупателю, какая разница, у кого брать ягоды: у частника или в вашем магазине? — спрашиваю у председателя райпо Владимира Круглика.

— Вам как потребителю, конечно, разницы нет, — разъяснил Владимир Николаевич. — А вот государство теряет заготовительный сбор. По приблизительным подсчетам, частники в районе заготавливают за сезон не менее 200 тонн ягод. И должны были бы, в виде сбора, перечислить государству немаленькую сумму, в пределах 200 миллионов рублей. Эти деньги могли бы пойти на благоустройство сельских населенных пунктов, ремонт дорог, водопроводов...

В районе — 7 сельсоветов, и если бы собранные деньги перечислить на их счета, то каждый получил бы около трех миллионов рублей. Немало!

— Дополнительно к тем 2 миллионам 100 тысячам рублей, которые мы должны иметь в этом году от заготовителей, — уточнила председатель Сорочинского сельского Совета Людмила Птушко. — Это должны учитывать все сборщики ягод, и прежде чем продать их заезжим «гастролерам», подумать: а может быть, лучше сдать то, что собрал в лесу, заготовителям райпотребкооперации? Тогда бы, смотришь, и красивее были бы наши деревни, более ухоженными — наши дороги, надежно работала бы система водоснабжения, успешнее решались бы и другие проблемы деревенской жизни.

Приемные пункты работают во всех магазинах района. Кроме того, есть заготовители в больших деревнях. Раньше они были чуть ли не в каждом населенном пункте. Сейчас их там нет: молодежь уехала, остались старики, а им и сдавать-то нечего, кроме картофеля.

— У людей, которые держат свое хозяйство, ничего не пропадает — говорит заведующая магазином в деревне Вашково Алеся Магерко. — Мы принимаем от них все, что хотят сдать: ягоды, грибы, стеклотару и стеклобой, макулатуру, тряпье, полиэтилен, мед, картофель, овощи, фрукты, металлолом...

— А яйца, мясо?

— И это принимаем. Яйцо берем здесь, а если человек решил сдать корову, бычка, кабана или другую живность, оформляем от него заявку и заказываем машину прямо к подворью сдатчика.

— Здесь тоже есть проблемы, — снова включается в разговор председатель райпо. — За 8 месяцев в прошлом году мы заготовили 24 тонны мяса в живом весе, а сейчас за этот же период — лишь 6 тонн. Я бы не сказал, что люди за этот год так уж резко сократили поголовье домашнего скота. Дело в том, что у нас с Россией нет никаких границ, и коммерсанты свободно переправляют живность в ближайшие области соседнего государства. Опять же — скупают скот по более высоким ценам, чем мы. К сожалению, за ними угнаться и в этом деле не можем: у нас есть ценовые ограничения, у конкурентов же цены свободные.

В деревне Ильюшино мы обратили внимание на обилие мясопродуктов в местном магазине, где есть и холодильное оборудование, и морозильные камеры. Кстати, как сказал председатель райпо, они имеются во всех сельских и городских магазинах, где продаются скоропортящиеся товары. Приятно удивили и цены на мясной фарш, пельмени, шашлыки, голубцы, колбаски, свиную и говяжью вырезку — дешевле, чем в Минске.

— Понятно почему, — говорит Владимир Круглик. — Если мы скот закупаем по ценам ниже коммерческих, то и продаем продукцию дешевле, чем частные заготовители. Не удивляйтесь, если скажу, что наше мясо вы встретите и в Минске. Но — уже по другой цене, более высокой. Это же касается и ягод, меда, картофеля, овощей с фруктами.

— Мы довольны работой магазина, — отозвались в деревне Ильюшино покупатели Илья Ганебный и Владимир Клопов. — Здесь все, что нам нужно, есть. Было бы побольше денег...

Александр ГРАДЮШКО, «БН»

НА СНИМКЕ: сортировкой картофеля, принятого у населения, занимаются подсобные рабочие (слева направо) Ольга РАГИНЯ, Ольга МОСКАЛЕНКО и кладовщица Светлана ДОЛГАЯ.

Фото автора

КОММЕНТАРИЙ «БН»

Анализируя оперативные данные Ушачского райпо по заготовкам излишков продукции у населения, я обратил внимание на то, что если по каким-то позициям доведенные планы не выполняются, то по другим — уже перевыполняются, и значительно. В итоге восьмимесячный план заготовок «освоен» на 106,4 процента. Если бы не конкуренты со стороны, то показатель был бы еще лучший. А может, и хорошо, что есть конкуренция? Во всяком случае, выигрывают сдатчик продукции и покупатель в магазине.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter