Эффект бабочки

Уроки арт–терапии турецкого художника Ферзана Али Айгена в Белорусском детском хосписе
Уроки арт–терапии турецкого художника Ферзана Али Айгена в Белорусском детском хосписе

Болезнь по–особому выделяет детей среди сверстников, хотя им хочется просто быть «одним из...» в беспечной толпе мальчишек и девчонок. И прежде всего отчужденностью: увы, слишком часто она заставляет человека породниться с жалостью к себе. Спастись можно, лишь поверив в свои новые таланты. Этому учит на занятиях по арт–терапии в Белорусском детском хосписе турецкий художник Ферзан Али Айген.

— У Али волшебные краски... Его приезд для нас — настоящий подарок, — говорит Марина Кладкевич.

Вместе с 10–летней дочерью Вероникой они, наверное, самые преданные ученицы художника из Анкары. Сегодня утром Вероника пришла на занятие, хотя еще вчера ей сделали операцию. Двадцать седьмую за 5 лет... Во время урока она ненадолго отлучается. Первая перевязка после операции — процедура не самая приятная. Но одно дело, если ты этого постоянно ждешь, и совсем другое — провести это время за рисованием. Думать о болезни и бояться некогда.

Семиклассница Лена Кравцова сосредоточенно водит карандашом по большому плотному листу бумаги. На ней — контуры роскошного винограда и экзотической бабочки–королька. Контуры делает Али, а зарисовывают их акварелью дети. Краски нужно подобрать сочные, «южные», постараться уловить колорит оригинала по памяти или с фотографии. Каждый день они выбирают себе что–нибудь новенькое, что ближе душе, — морской пейзаж, зимний замок, натюрморт. С красками работать трудно, нужно сосредоточиться: забываешь порой о боли и болезни. Значит, цель Али достигнута — дети отвлеклись от черных мыслей. Кстати, среди репродукций немало классических сюжетов. Чаще всего дети ничего не знают о полной трагизма судьбе Ван Гога или о значительной роли света на полотнах импрессионистов. Но остановившись, скажем, на «Подсолнухах» или «Завтраке на траве», с помощью Али они заново «создают» шедевры мирового искусства. Ощущая себя немного сильнее, немного счастливее. Вот когда действительно красота спасает мир...

«Без человечности не будет вечности...» Кто знает, впитал ли эту житейскую мудрость Али в стенах Высшей школы литографии, Академии искусств в Болонье или пришел к ней сам? Его картины имели успех на персональных выставках в Австрии, Италии, Франции, Германии, Швейцарии, снискали благосклонность критиков. В 1990 году турецкий художник впервые стал проводить уроки арт–терапии с инвалидами–«колясочниками» из австрийского реабилитационного центра «Бэд Хэринг», а потом занимался этим и у себя на родине. В Беларусь 10 месяцев назад Али приехал туристом за компанию с другом–бизнесменом. И решил остаться. Конечно, не спонтанно. Годом раньше он ездил в Россию и подумывал о том, чтобы поближе познакомиться со славянской культурой. А после встречи с известным белорусским художником Виктором Альшевским узнал, что и белорусским ребятишкам может понадобиться его помощь. В детский онкогематологический центр Али наведывается три раза в неделю.

— Каждую неделю мы вместе «рисуем» 15 полотен, — русский язык Али выучил уже довольно неплохо. — На занятиях я никогда не расспрашиваю своих учеников об их болезнях. Зачем? В палате они и так обсуждают их друг с другом. Но нельзя жить этими переживаниями постоянно, нужно уметь бороться и не отчаиваться. От общения с учениками я получаю большую духовную поддержку. Это не выразить словами. Да и зачем? Я участвую в их судьбах по велению сердца.

— Нашим подопечным важно дать уверенность в том, что, хотя лечение тяжелое, жизнь продолжается, — рассказывает психолог хосписа Елена Семенцова. — Рисование — шанс и возможность отвлечься, не зацикливаться на болезни. Важно, что ребята увозят отсюда какие–то приятные воспоминания. Особенно маленькие детки, которым сложнее терпеть боль. Они должны жить с убеждением, что больница — это не страшное черное пятно в судьбе, а место, где, несмотря на испытания, ты постиг что–то светлое, научился чему–то радостному...

Когда ребята с увлечением рисуют, они заряжают оптимизмом даже своих родителей. Например, мама Алеси Ларионовой, Надежда, не брала кисти и карандаш в руки около 20 лет, с тех пор как ее не приняли в художественное училище. Но сейчас вспомнила свое увлечение юности вместе с 6–летней дочкой, которую здесь зовут «маленьким моторчиком». Так проходят дни, недели... Жизнь, вернее, борьба за жизнь в хосписе не должна замирать ни на минуту.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter