Почему шаг от любви до ненависти становится роковым?
...Эх, если бы этот клубок — из женской любви, ненависти и колюще–режущих инструментов как орудия убийства — вдохновил Шекспира! Возможно, великий знаток страстей человеческих дал бы нам ответ на вопросы, которые ставит самый банальный, но потому и самый жуткий современный криминальный сюжет: жена убивает мужа. Делит с ним годами кров, стол и постель, рожает от него детей. А потом — бах его! — топором, кухонным ножом, да всем, что под руку подвернется. И «цена вопроса» — не королевская корона или наследство. А что? И неужели не страшно? А как после этого жить? Что детям говорить? И почему, ну почему шаг от любви до ненависти так часто становится роковым?
Топор для «пачвары»
Людмила уже и не помнила, любила ли она мужа. Наверное, раз замуж за него пошла. Но когда муж стал почти каждый день выпивать, с кулаками на нее кидаться, любовь эта как–то стремительно, словно мартовский снег, скукожилась, почернела и растаяла. А вот шаг от любви к ненависти Людмила делала почти десять лет...
Годы разочарований и обид, упреков и унижений, ссор и примирений. И — терпения. Долгого, мучительного, до боли сердечной, когда ни вдохнуть, ни выдохнуть. А когда дышать нечем, в голове все путается, перестаешь понимать даже самое простое, ну чему еще в детстве учили: что такое хорошо, а что такое плохо. Жить в вечном страхе и с вечными синяками — это хорошо? Или все–таки плохо? А если плохо, то что делать–то?
Участковый, которому жаловалась, лишь записывал в протоколы про «неприязненные отношения» и «систематические избиения» да пугал хмельного мужа штрафом. Родня отмахивалась: «Да все так живут...»
Жалела страдалицу только ее подруга. А однажды, когда избитая Людмила пряталась у нее от пьяного мужа, подруга как–то спокойно и уверенно сказала, что пора от этой «пачвары» избавиться. Иначе ведь все равно жизни не будет. Продемонстрировала и метод избавления — принесла из сеней топор и показала, как лучше в темечко попасть, чтобы уж наверняка.
Людмила слушала внимательно. И все–все запомнила.
...Свой роковой шаг она сделала в начале мая. Земля на огороде уже просохла, воробьи вовсю чирикали. Дочка подросла за зиму — уже помощница. И так хотелось Людмиле жить и радоваться, а не жить и терпеть! Да и прошло, ушло, кончилось ее терпение...
Вечером она принесла в хату топор. Положила так, чтобы дотянуться до него было удобно. Стол накрыла, бутылку поставила. А когда муж пришел, сама с ним рюмку–другую выпила — для храбрости, чтобы руки не дрожали и сердце не колотилось.
Храбрости ей хватило, чтобы обрушить на захмелевшего мужа всю силу многолетней злости за свою опрокинутую жизнь. Сколько раз и куда она топором колотила, Людмила не считала, не помнила. Остановилась, когда окровавленный муж затих на полу. Позвала подругу. Она помогла перетащить ночью бездыханное тело в сарай. Вырыли там яму и сбросили в нее труп. Закопали, утоптали, сеном присыпали, как будто так и было. Все! Можно дальше жить — спокойно и счастливо.
Но не случилось у Людмилы счастья. Убийство раскрыли быстро. На суде она объясняла свое злодейство тем, что терпение у нее кончилось. Ну совсем, до последней капли! Суд Островецкого района не посчитал это смягчающим обстоятельством. И приговорил Людмилу Хведук к 10 годам лишения свободы. Ее подруга–пособница отправилась в колонию на 8 лет.
Пружина выстрелила
Таких «последних капель» немало в исковерканных женских судьбах, ставших, как выражаются юристы, практикой уголовных преступлений. Половина женщин, отбывающих наказание за убийство в Гомельской женской колонии, лишили жизни своих мужей и сожителей. Специалисты по криминальному поведению дают такое объяснение этим преступлениям. Длительное воздействие на женскую психику травмирующих переживаний — семейные скандалы, побои, оскорбления — в конце концов перерастает в «аффект напряжения». И в какой–то момент срабатывает эффект этого аффекта — сжатая пружина выстреливает. Жертва домашней агрессии сама становится источником агрессии. Часто с летальным криминальным исходом.
По мнению специалиста по женской агрессии Маргариты Качаевой, «женские» преступления чаще всего совершаются в доме родном. Если из каждых 10 убийств, совершенных мужчинами, 9 направлены на незнакомых, посторонних людей, то у женщин — обратная пропорция. Из каждых 10 убийств 9 направлены против членов семьи, чаще всего мужа. Жена, как натянутая пружина, годами, десятилетиями терпит его пьянство, издевательства. Но однажды пружина выстреливает. Убивают нередко женщины немолодые. И это еще одна особенность женской преступности. Мужчина, если он асоциален, уже с юности пьет, ворует, убивает. Почти не бывает, чтобы до 40 лет он жил себе добропорядочно, а потом вдруг становился убийцей. А женщины нередко именно к этому возрасту исчерпывают свой ресурс терпения — на оскорбления и побои мужа отвечают криминальными действиями. И многие, очень многие, убив мужа, отправляются за решетку с облегчением! Ведь избавились — навсегда! — от своего мучителя... «Бывал ли день ужасней и славней!» — точнее Шекспира, конечно, не скажешь.
Вот только как живется им после того «славного» дня? У Людмилы Хведук дочка осталась сиротой. Она будет совсем взрослой девушкой, когда мать, уже немолодой женщиной, освободится, вернется домой. Что расскажет она дочери о своей любви и ненависти, мучении и терпении, которое однажды теплым майским вечером у нее кончилось? И вся ее и дочкина жизнь опрокинулась, как недопитый стакан... Трагедия пострашнее шекспировских. В них хотя бы понятно, кто злодей, кто — жертва, кого следует покарать, а кому — воздать. Ну а в наших хмельных, пылающих домашних очагах все так смешалось, что ни разглядеть, ни объяснить, ни понять уже ни–че–го нельзя...
Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".
Эффект аффекта
Почему шаг от любви до ненависти становится роковым?