Ее зовут Масяня

22 марта в московском клубе "Точка" состоялось награждение лауреатов Национальной Интернет-премии.
22 марта в московском клубе "Точка" состоялось награждение лауреатов Национальной Интернет-премии. Главной героиней церемонии оказалась Масяня. Проект Mult.ru - серия мультфильмов в формате Flash - получил сразу пять номинаций: "Открытие года", приз прессы, приз зрительских симпатий "Веб выбирает вас", премия в категории "Сетевое искусство" и Гран-при. Андрей Кончаловский вручил награды Олегу Куваеву и прототипу Масяни. Оригинал оказался весьма очаровательной барышней.

Глупая мультяшная бездельница штурмом захватывает внимание молодежи

На протяжении многих лет элиту нашего бизнеса преследовали страхи девальвации, дефолта и проверок налоговой службы. Теперь у них есть еще один повод для беспокойства: "Масяня", мультфильм в Интернете, который отвлекает внимание миллионов скучающих молодых офисных работников.

Сквернословящая, курящая "травку" бездельница, живущая в Санкт-Петербурге, Масяня стала российским ответом "Бивису и Батхеду".

Меньше чем через пять месяцев после того, как двухминутные эпизоды начали появляться в сети, этот мультфильм стал настоящим хитом. Сегодня сайт его создателей (Mult.ru) насчитывает около 22.000 кликов в день. В чем же его популярность?

Как отмечает "Уолл-стрит джорнэл", плохо нарисованная, говорящая на непристойном молодежном сленге, маниакально хихикающая и склонная к выпивке, наркотикам и сексу, Масяня имеет большое число поклонников среди представителей "поколения икс" 20 - 30-летних людей, известных своим ничем не ограниченным цинизмом и абсолютной незаинтересованностью в политике. "Главным образом это московские офисные служащие, которые в нарушение правил ходят по cети в рабочее время", - говорит 35-летний создатель Масяни Олег Куваев. По его словам, директор одной санкт-петербургской телевизионной станции собирается даже штрафовать любого своего работника, если застанет его за просмотром мультиков о Масяне во время рабочего времени. Впрочем, на работе люди смотрят не только на Масяню. "Anekdot.ru", на котором размещены смешные истории, и "Krovatka.ru", популярный чат, имеют столько же посетителей, сколько и поисковая машина "Aport.ru" и новостной сайт "Gazeta.ru".

Популярность Масяни крепнет, в том числе и в среде, назовем их так, белорусских околокомпьютерных тусовок. Лучшие реплики Масяни - вроде "Бармен, коньячку кружечку!" или "Але! Кто это? Директор? Да пошел ты... директор, не до тебя сейчас" - нынче можно услышать на вечеринках и в барах. По словам сотрудников белорусской студии веб-дизайна "Red graphics", Масяня - это "вытяжка" обобщенного персонажа современной молодежи. Ее узнают и понимают, и именно это делает героиню мультфильма настолько популярной.

"Ее сленг, ее жизненный стиль, ее тупые привычки - она как будто является моей карикатурой, по крайней мере, карикатурой на какую-то часть меня, - говорит графический дизайнер Анастасия Самохина. - Масяня также символизирует огромную часть того, что произошло в России после краха прежней системы, особенно расцвет молодежной культуры. Десять лет назад мы могли только ходить в гости к друзьям и пить чай или водку. Сейчас у нас есть деньги, которые мы можем потратить; есть места, куда можно пойти, - как и у Масяни..."

Интересно, что если одни руководители фирм пытаются бороться с Масяней, то другие - наоборот. Быстро оценив коммерческий потенциал этого персонажа, политические кандидаты, стремящиеся получить голоса молодежи, просят разрешения использовать Масяню в своих предвыборных видеороликах. Бизнесмены хотят, чтобы она продавала презервативы. Принимая во внимание пробный выпуск коротких мультиков, запланированный в апреле на российском канале "MTV", Масяня имеет хорошие позиции, чтобы оказаться на коне.

Однако российский политический истеблишмент скорее всего встретит этот персонаж с неодобрением. Не секрет, что многие руководители в возрасте без промедления осуждают вещи, которые, по их мнению, плохо влияют на молодежь. Кстати говоря, создатель Масяни уже высказал на сайте свое "фи" по поводу появления на НТВ, потом и в газете "Московский комсомолец" резкой критики на его героиню за "рекламу употребления наркотиков" среди российской молодежи.

По правде говоря, даже некоторые веб-дизайнеры критически относятся к Масяне. По их мнению, она не представляет никакой художественной ценности. И тот факт, что вокруг нее поднялось столько шума, только показывает, насколько примитивен наш Интернет. По-своему они, конечно же, правы. Непропорциональное тело, большая голова, выпуклые глаза и кривая усмешка, несомненно, не делают из Масяни произведение искусства. Она не ходит, а просто прыгает по монитору. Санкт-Петербург, где она живет, представляется пустынной местностью с заполненными мухами и тараканами квартирами, дождливыми улицами, выбитыми окнами и низкопробными питейными заведениями, в которых полно напившихся людей. Когда она встречает Принца своей мечты на безлюдном тропическом пляже, он первым делом просит: "Дай мне 100 баксов до выходных". Однако именно этот черный юмор сделал Масяню хитом. В одном мультфильме она звонит другу, чтобы обсудить планы по поводу вечеринки, посвященной ее дню рождения, и перечисляет список веществ, таких как кокаин, "экстази" и "волшебные грибы", которые она достала для этого события. Ее друг спрашивает, не нужно ли принести пива. "О, нет, - говорит Масяня. - Все напьются, перевернут все вверх дном. Нет, не нужно пива, я респектабельная девушка..."

Как признается сам Олег Куваев, создание Масяни было "хулиганским поступком". Он нарисовал ее на обычном компьютере, копируя персонажей с себя и своих друзей и беря сюжеты и диалоги из жизни. "Я всего лишь хотел повеселить своих друзей", - говорит он. И, надо заметить, у него это получилось. Мультфильм появился в нужное время, влившись в струю чрезмерной популярности развлекательных сайтов. Поначалу популярность Масяни была очень удивительна. "Каждый понедельник, когда появлялся новый мультфильм, сервер мог рухнуть", - говорит Олег Куваев. Ему пришлось менять сервер четыре раза, и сейчас он платит за надежный хостинг около 1.200 евро по сравнению с 70 евро, которые он платил, когда проект только зарождался. Кроме того, в настоящее время уже обсуждаются планы выпуска говорящей куклы Масяни - которая, несомненно, оскорбит чувства защитников молодежи.

Однако Олег Куваев отрицает утверждения о том, что Масяня оказывает плохое влияние. Она является последним персонажем в длинном списке русских литературных героинь, говорит он. "Конечно, она уродлива, - добавляет Куваев. - Однако она не настолько глупа, как выглядит..."
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter