Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала». Зачем учитель физики на уроках цитирует классиков

«Ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала»

Физики и лирики. Это крылатое выражение идеально характеризует учащихся Кристины Шалатониной, учителя гимназии № 1 Минска. На занятиях дети изучают художественные произведения под особым углом: литературные тексты в один миг трансформируются в физические знания. Педагог цитирует Чехова, Пришвина, Пушкина, Ахматову – на каждую тему у нее заготовлен свой фрагмент. Учитель никогда не читала скучных лекций, хотя предмет сложный. Не зря по школьным коридорам ходит шутка, что она любого гуманитария может переквалифицировать в любителя физики. Ее занятия язык не поворачивается назвать стандартными. Сегодня Кристина Станиславовна расскажет, как сдать ЦТ по физике на высокий балл.

Фото из личного архива Кристины Шалатониной

– «Все молчит, – лучина с треском лишь горит багровым блеском, да по кровле ветр шумит», – учитель физики эмоционально цитирует Афанасия Фета. – У меня целая тетрадь таких заготовок, могу найти на любую тему. Например, в этом отрывке описывается свойство тел – теплопроводность. Почему «лучина с треском лишь горит»? При повышенной влажности деревянные предметы отсыревают, а при горении влага интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна. Правда, легко и понятно?! Или давайте вспомним гоголевские строки из «Сорочинской ярмарки»: «Где-где начинал сверкать огонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам». Это про диффузию. Образ плюс теория – и в памяти информация откладывается надолго.

Педагог берет в руки пульверизатор и брызгает на стекло:

– Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла. Заметили, какая здесь допущена физическая ошибка? Это стихотворение читала детям, когда изучали кристаллизацию. А ведь этот процесс, наоборот, сопровождается выделением теплоты. Поэтому на уроках мы и стихи читаем, и загадки отгадываем, и поговорки проговариваем. В этом году один из учеников пошел еще дальше: под гитару исполнил песню собственного сочинения, в которой изложил материал по ядерной физике. Как учитель со стажем в 30 лет, понимаю, что таким образом не научу детей решать сложные задачи. Но интерес к предмету вызову однозначно. 

От урока к уроку педагог использует для этого разные приемы. Самый любимый у учеников, но и самый непростой, – создание проектов. И речь не про реферат, скачанный в интернете. Кристина Шалатонина берет в руки объемную модель дома, щелкает какой-то рычажок, и в миниатюрных окошках вспыхивает свет:

– Восьмиклас­сники постарались. Класс разделился на группы. Одна часть разрабатывала систему вентиляции и отопления, вторая – освещение. Как видите, справились.

Азарт и здоровая конкуренция – всегда шаг вперед. В любой сложный предме­т надо добавить элемен­т игры – и теория запомнится играючи. Сложную информацию лучше еще закрепить визуально, считает учител­ь:

– Поэтому физическому эксперименту уделяю особое внимание. Практически все опыты, прописанные в учебниках, и многие из качественных задач мы с детьми проводим на уроках. Не ленюсь. Знаю, как нравятся ребятам эти приборы. За весь перио­д работы в школе мое восприятие правильного подхода к обучению постоян­но менялось. Но я никогда не была равнодушной. Всегда хочется увлечь предметом так, чтобы глаза горели. Кстати, я только со временем поняла, что во всем лучше искать золотую середину: и кнут, и пряник.

В этом году ее ученик, Тимофей Данилевич, получил диплом первой степени на заключительном этапе республиканской олимпиады по физике. Кристина Станиславовна с ходу называет два слагаемых успеха: нестандартное мышление и трудолюбие. Убери один – и ничего не выйдет. Даже хорошему зерну нужна благодатная почва, теплое солнце и прохлада дождей. Прекрасные задатки ими и останутся, если не подкреплять глубокими знаниями, уверена педагог:

– Понимаю, о чем говорю. Работаю со способными детьми – с учащимися физико-математического профиля. В гимназии идет эксперимент: вместо четырех (это тоже очень много) сделали пять часов в неделю физики. И я уже вижу прекрасный результат! Поэтому за победами и высокими баллами всегда стоит труд.

СОВЕТЫ ОТ КРИСТИНЫ ШАЛАТОНИНОЙ

Часть задач централизованного тестирования рассчитана на глубокое понимание физики, поэтому предлагаю следующие рекомендации:

1. В первую очередь хорошо изучите программный материал по учебникам.

2. При подготовке к ЦТ смотрите примеры решения задач из пособий, например, Касаткиной. При этом не нужно переходить от одного к другому, выберите одно и на него ориентируйтесь.

3. Накануне испытания обязательно повторите определения, обозна­чения, единицы измерения физических величин, формулы, схематическое изображение приборов. Вспомните, что такое цена деления, способ ее определения. Повторите векторы и действия над ними, соединения проводников и определения силы тока, напряжения, мощности для разных способов соединения проводников. Просмотрите следующие графики: равномерного и равноускоренного движения, изопро­цессов. Освежите в памяти, как определяется работа по графикам в термодинамике.

4. Выполняя задачи ЦТ, не забывайте, что клетки в заданиях задают значения физических величин.

5. Если решаете задачи по дейст­виям, результат может быть, напри­мер, 7/11. Округлять только конечный результат (особенно в части В).

6. Не забудьте повторить правила определения направления вектора магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца.

7. Будьте внимательны: абитуриенты часто допускают ошибки при работе со скалярными и векторными величинами. Учтите, что результирующая скалярная вели­чина находится как алгебраическая сумма. А результирующая векторная величина находится как векторная сумма, и в данном случае надо сделать рисунок. Формулы в такой ситуации пишутся с учетом рисунка.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter