Ее четыре стихии

НЕДАВНО своему сыну вслух читала Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». На том месте, где несчастный Вакула ради любимой решается на далекое и рискованное путешествие, мальчик возмутился: «Посмотрел бы я, если б все было наоборот! Оксана — кузнец, а Вакула — лучший парень на деревне! Интересно, полетела бы она неизвестно на ком ему за ботинками в другой город?» А действительно... Но где же найти девушку-кузнеца, чтобы получить ответ на этот вопрос. После долгих и непростых поисков выяснилось, что есть-таки в Беларуси женщина с необычной неженской профессией кузнец и зовут ее... тоже Оксана! Вопрос сына я при встрече переадресовала собеседнице. В ответ симпатичная новая знакомая только рассмеялась, озорно встряхнув головой с каштановыми кудрями: «А запросто!» Честно говоря, глядя на стройную, легкую, женственную фигуру, в которой нет и намека на ее необычную профессию, приглядываясь к рукам, которые больше похожи на руки пианистки, я стала сомневаться, что ее рукопожатие может выдержать не всякий мужчина. Скорее Оксанину дружбу с такими стихиями, как огонь, металл и вода, немного выдавала манера говорить: ее слова звучали как отчеканенные, и казалось, что каждое из них отлито из металла и имеет свой вес.

Мастер кузнечного дела Оксана Кирилюк из Молодечно мечтает о собственной яхте и самолете.

НЕДАВНО своему сыну вслух читала Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». На том месте, где несчастный Вакула ради любимой решается на далекое и рискованное путешествие, мальчик возмутился: «Посмотрел бы я, если б все было наоборот! Оксана — кузнец, а Вакула — лучший парень на деревне! Интересно, полетела бы она неизвестно на ком ему за ботинками в другой город?» А действительно... Но где же найти девушку-кузнеца, чтобы получить ответ на этот вопрос. После долгих и непростых поисков выяснилось, что есть-таки в Беларуси женщина с необычной неженской профессией кузнец и зовут ее... тоже Оксана! Вопрос сына я при встрече переадресовала собеседнице. В ответ симпатичная новая знакомая только рассмеялась, озорно встряхнув головой с каштановыми кудрями: «А запросто!» Честно говоря, глядя на стройную, легкую, женственную фигуру, в которой нет и намека на ее необычную профессию, приглядываясь к рукам, которые больше похожи на руки пианистки, я стала сомневаться, что ее рукопожатие может выдержать не всякий мужчина. Скорее Оксанину дружбу с такими стихиями, как огонь, металл и вода, немного выдавала манера говорить: ее слова звучали как отчеканенные, и казалось, что каждое из них отлито из металла и имеет свой вес.

Но после нашего более близкого знакомства и поездки на настоящую кузницу, я поняла, что Оксана Кирилюк действительно неординарная особа. И не удивлюсь, если узнаю, что через несколько лет она запросто освоит еще не одну необычную профессию... Хотя вряд ли и наша героиня, и ее родители могли предположить, что много лет назад увлечение их дочки историей и видами холодного оружия, клинками из дамасской стали, ножами и мечами выльется в более глобальный интерес, а точнее — в любимое дело. Тогда интересовало не просто оружие, а прежде всего искусство, с которым оно исполнено. Потому, учась в школе, девочка серьезно занялась рисованием и фехтованием.

Интерес интересом, а профессию получать надо, и после окончания Молодечненской школы Оксана поступила... в Институт управления на факультет международных экономических отношений. Но, отработав несколько лет по специальности, поняла, что не к этому душа ее лежит. В конце концов, она оставила свою нелюбимую работу и занялась бальными танцами. И настолько ими увлеклась, что организовала в Молодечно настоящую танцевальную студию «Каскад». Видя, что дело идет неплохо, пригласила из Минска известных преподавателей бального танца Наталью и Бориса Поповых.

— А когда кто-то из друзей пригласил меня в детскую школу верховой езды, я не раздумывала ни минуты, словно знала, что через новое увлечение мне должно что-то открыться, — вспоминает Оксана Кирилюк. — Лошади всегда мне казались особенными животными. Поверьте, мы о них на самом деле очень мало знаем. Иногда кажется, что они нас, людей, понимают лучше, чем мы сами. Долго мечтала о собственной лошади.

И вдруг узнала, что в одном из районных центров расформировывается конноспортивная школа. Участь лошадей была печальна: их всех отправляли на мясокомбинат. Не раздумывая, купила беременную кобылу Голубику. И через некоторое время в сарае, приспособленном наспех под конюшню, появился еще и жеребенок.

— На молодечненских улицах я, наверное, тогда многим казалась странной, когда помногу часов выгуливала Голубику. Но мне нравилось это занятие. Я на своих лошадках, а сегодня их у меня уже три, даже верхом не езжу и не подковываю. Ну разве можно оседлать друга? Каждое утро я спешу к ним. Накормить-напоить, почистить, убрать в стойле. Летом сама заготавливала сено — до зорьки выходя с косой на луг. Хлопот хватало, но потраченного времени не было жалко. Несколько лет назад стала подумывать о строительстве настоящей конюшни аж на шесть лошадей и поняла, что осуществлять задуманное придется практически самостоятельно. А какая стройка без сварщика? — смеется Оксана.

И поступила на курсы сварщиков. Наверное, тогда, как вспоминает женщина, и была «перейдена тонкая грань, за которой и открылся ее собственный путь в этой жизни». Грань невозможного — когда покоряется женским рукам серьезное, трудное и, как кажется, непостижимое мужское ремесло. Металл и огонь, в которых многие видят неживую природу, стали с того момента одухотворенными символами ее жизни.

Словно заболела она кузнечным делом. Поначалу осваивала ремесло на частных кузницах, брала уроки у именитых мастеров в разных городах Беларуси. Затем была своя первая кованая вещь — металлическая роза. На нее Оксана потратила целый день...

Сегодня она уже сама может наставничать. По эскизам своим и заказчика создает настоящую сказку из металла: предметы интерьера, внешнюю отделку для домов, светильники и перила, ажурные цветы. Соткать из тонких металлических нитей может даже паутину с паучком... Рабочее место этой женщины не офис и не уютный кабинет, а просторное здание кузницы. За огромными коваными дверями станки и инструменты, в которых, поди, и не всякий мужчина разберется. Горн, где алеют в жаре раскаленные угли, подставки с клещами разных форм и размеров, молотки и кувалды. Инструмент кузнечных дел мастера за столетия практически не изменился. Только пару современных приспособлений, сварочный аппарат и автоматический молот говорят о том, что его труд стал немного легче. Горячая сталь в ее руках податлива, послушна, кажется живой. Ловкими, отточенными движениями она подхватывает ее щипцами, стучит по ней молотком. И, словно по волшебству, рождается новая вещь. Не зря ведь говорят, что у древних славян считалось мастерство кузнеца занятием таинственным и колдовским.

— Правда, делая новую вещь, каждый мастер создает под нее в процессе работы десятки новых оправок и кондукторов. Это формы и детали, без которых будущий шедевр невозможен, — раскрывает мне Оксана Кирилюк свои профессиональные секреты.

А на мой вопрос, а как же ей, женщине, под силу управляться с тяжелыми кувалдами весом по 10—15 килограммов, она только улыбается. Оказывается, настоящий мастер работает с разогретым до 1200 градусов металлом небольшими обычными молотками. 

Попробовала и я стать хоть на пару минут кузнецом. К горну меня не пустили, а вот станок, на котором происходит «холодная» ковка, — доверили. Всего-то и надо было при помощи рычага согнуть стальной прут. Двумя ногами в станок уперлась. Двумя руками буквально повисла на его ручке... Прут, тяжело поддавшись, слегка только изменил форму. Оксана одной рукой доделала за меня начатое. Да, без серьезной физической подготовки в кузнечном деле действительно не обойтись.

Сегодняшнему кузнецу не надо точить серпы да косы, подковывать табун колхозных лошадок, часами «выстукивать» металлические мелочи, без которых когда-то в деревне никуда. Несли раньше на окраину села, где обычно и располагалась кузня, хозяйки чугуны да ведра для ремонта. Завалинка возле кузницы была чем-то вроде клуба по интересам, где коротали вечера и стар и млад.

— Современный кузнец, — рассуждает Оксана, — скорее занимается не ремеслом, а творчеством. Хотя без традиций в нашем деле никуда. Душа моя счастлива и многие мне могут только позавидовать — я занимаюсь любимым делом.

А на мой вопрос, что же мечтает она создать в скором будущем, Оксана неожиданно ответила: «Яхту хочу собрать своими руками из дерева... У меня же есть «морские» права. Но сейчас я серьезно увлеклась авиацией. Летаю на планере. Осваиваю еще одну стихию...»

 Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter