Минчане избалованы хорошими концертами и шоу. Проходят они почти каждый вечер. Но иногда хочется просто неторопливой беседы с другом, искреннего честного разговора с давним знакомым, с которым тебя связывают общие ценности и воспоминания. С таким, например, как народная артистка СССР Ада Роговцева — звезда культового советского сериала «Вечный зов» и многих других картин. Ада Николаевна собирается 9 декабря в Минск с творческим вечером «С теми, кого люблю». Перед визитом она нашла время, чтобы ответить на вопросы «СБ».

— Ада Николаевна, вы снимались в культовом советском сериале «Вечный зов» и в современных «мыльных операх». В чем принципиальная разница в работе? Почему не появляется больших таких народных фильмов?
— В то время система кинематографа была под пристальным государственным вниманием, в создание фильма включались все системы: райкомы, исполкомы, армия. Все откликались и помогали. Снималось это как кино, как телефильм, а не как ситком, когда артисту нужно в течение смены сняться в 15 — 20 сценах. Бывает, один сериал снимают несколько режиссеров, актеры переходят от одного к другому. Все это сказывается на качестве работы артистов, режиссеров, операторов — всех систем, задействованных в фильме.
«Вечный зов». 1973

«Вечный зов». 1973
— Знакома ли вам ностальгия по советскому времени?
— Нисколько! У некоторых людей есть ностальгия по своей юности, по своему времени. У меня этого нет. Я люблю сегодняшний день, очень беспокоюсь о завтрашнем дне своих детей и внуков. Поэтому разводить сантименты мне некогда.
— 36 лет вы отдали театру им. Л.Украинки и вынуждены были уйти из него. Неужели слава, роли и звездный статус не уберегают от интриг и разборок?
— Никого и никогда! Испокон веков так есть и будет.
«Было у отца три сына». 1981

«Было у отца три сына». 1981
— В чем сильная сторона современного украинского театра?
— Я не делю театр на современный и национальный. Ну, конечно, я болею за наш украинский театр. Сейчас надежду внушает небывалый подъем украинской литературы и поэзии. Думаю, он коснется и драматургии. При всей важности режиссера и актера — драматургия играет решающую роль. То, что мы считаем классикой и сегодня звучит ультрасовременно, в этом сила этих произведений.
— В одном интервью вы признавались, что ваша дочь играет в театре Романа Виктюка. Вам тоже доводилось работать с этим режиссером. В чем его феномен?
— Работать с Виктюком — восторг. Помимо всего прочего, это очень хорошая актерская школа.
«Море». 1978

«Море». 1978
— Вы не отговаривали дочь от актерской профессии? Как в ней не озлобиться?
— Были такие попытки. Я даже убедила ее поступать на украинскую филологию, только не учла, что она была отравлена театром в 5 лет, когда впервые вышла на сцену театра Леси Украинки. Театр — сладкая отрава. Он, с одной стороны, профессия. Это постоянный анализ — что такое человек, что такое мир, любовь. Он не может не делать человека лучше. С другой стороны, профессия очень эгоистична. Она требует, чтобы ты нравился, пробивался к зрителю. При всей своей вольности существования она требует строгой самодисциплины и очень многих ограничений. Такое напряжение не может не сказываться на характере. Я очень рано поняла, что нужно постараться себя сберечь. Сберечь и от отчаяния, и от обольщения удачами, ведь это грех.
«Тарас Бульба». 2009

«Тарас Бульба». 2009
— В одном интервью вы признавались, что были в молодости максималисткой. От этого качества можно избавиться?
— В течение жизни появляется компромисс, без этого невозможно, но он не должен касаться каких–то убеждений — любовь, справедливость, милосердие, отсутствие агрессии. Во мне есть неутоленная потребность не навязывать людям свои убеждения. Я следую своим принципам, но очень боюсь навязывать их даже детям.
— Что вы покажете на творческом вечере в Минске?
— Очень люблю эту форму общения со зрителями. Со студенческих лет не боюсь выходить на люди с тем, что я есть. Этот вечер называется «С теми, кого люблю». Люблю я гораздо больший круг людей, но в этот раз со мной приедут моя дочь, актриса и режиссер Екатерина Степанкова, актер и режиссер, заслуженный артист Татарской АССР Ахтем Сейтаблаев и заслуженная артистка Украины Светлана Орличенко. Мы тесно связаны в профессии, поэтому покажем несколько сцен из спектаклей, почитаем монологи из своих лучших ролей. Ахтем Сейтаблаев продемонстрирует отрывок из фильма о депортации татарского народа «Хайтарма». Всю жизнь мы с Катей читаем поэзию (Цветаева, Ахматова), и очень жаль, что большой пласт украинской поэзии и драматургии мы не сможем показать из–за языкового барьера.
«Огни притона». 2011

«Огни притона». 2011
— Довелось ли вам в вашей обширной биографии работать в Беларуси? Может быть, с кем–то из белорусских актеров поддерживаете дружеские отношения?
— Однажды мне посчастливилось быть председателем международного театрального фестиваля в Минске. Отсматривая множество различных спектаклей, я прониклась особой нежностью к белорусскому театру.
— Вы верите в актерскую дружбу? Знаем, что в один из сложных периодов вас поддержала российская актриса Евгения Симонова.
— Я верю в человеческую дружбу. В нее я верю.
pepel@sb.by
Советская Белоруссия № 225 (24855). Пятница, 20 ноября 2015