Едут новоселы от земли целинной

Жительница Брагина Людмила Баранова лет 10 живет мечтой о смене прописки.
Жительница Брагина Людмила Баранова лет 10 живет мечтой о смене прописки. Большинство ее знакомых и друзей уехали отсюда в самом начале 90-х, когда шло массовое переселение жителей чернобыльских районов. Тогда Людмила Васильевна не решилась кардинально перекраивать жизнь. "Я работала управляющей делами райисполкома. Стыдно было в числе первых покидать город. В переселении в первую очередь нуждались семьи с детьми. А я классическая одиночка с благоустроенной квартирой. Вот и решила тогда, что переехать всегда успею".

Но теперь Людмила Васильевна жалеет об этом. Ведь радиация, которая в Брагине составляет 15 - 40 кюри, хоть и не видна, да коварна. Не то что в лес, на огород без дозиметра нежелательно выходить. А силы уже не те, да и здоровье пошаливает. За годы, которые женщина стоит в очереди на переселение, так и не представилось ни единого шанса уехать. Людмила Васильевна ждет однокомнатную квартиру, но такие для переселенцев почти не строятся.

В первые годы после катастрофы жилья для "чернобыльцев" строилось немало. На это уходило около половины средств специального фонда, составлявшего тогда до четверти государственного бюджета. Для жителей зараженных районов возводились микрорайоны и поселки, куда выезжали целыми деревнями. Цифры, которые привел мне начальник управления правовой, социальной и медицинской защиты Комчернобыля Владимир Кудин, говорят сами за себя. В 1991 году в первую очередь необходимо было переселить 40 тысяч семей, проживавших на самых "грязных" землях, где радиационный фон превышал 40 кюри. А построено было около 60 тысяч квартир. Потому что право на смену прописки государство предоставляло и тем, кто жил в зоне от 15 до 40 кюри. Однако тогда поменять адрес захотели не все. Блага, которые предоставлялись "чернобыльцам", для многих оказались более весомым аргументом. Двойная зарплата, длительный отпуск, доплаты за проживание в "грязной" зоне, доходившие до 30 рублей. Совсем немалые по тем временам деньги.

В итоге лет 7 назад переселение "чернобыльцев" в основном завершилось. Из зоны выехали все, кто хотел, - более 135 тысяч человек. Однако в последние годы оставшиеся тысячи жителей загрязненных районов, прежде не помышлявшие о переезде, стали о нем задумываться. Кто-то постарел, у кого-то возникли проблемы со здоровьем, кого-то оставили дети - обстоятельства у каждого свои. Правда, большинство очередников согласны на переезд только в крупные города - Минск, Гомель, Мозырь. Но там жилье для переселенцев, как рассказал мне первый заместитель председателя Комчернобыля Владимир Соболь, сейчас почти не строится. К тому же затраты на капитальное строительство ежегодно сокращаются и составляют ныне лишь 15 процентов от чернобыльской программы. Квартиры "светят" преимущественно специалистам сельского хозяйства, медицинским работникам, приезжающим работать в зону, да инвалидам. Для переселенцев, по словам Владимира Соболя, в прошлом году было построено всего около десятка квартир.

Так сможет ли покинуть Брагин Людмила Баранова? В Комчернобыле ответили утвердительно. В этом году будет построено порядка 150 "чернобыльских" квартир, преимущественно - однокомнатных. Кроме того, будут заселены и те, что сдавались в конце прошлого года. Так что тенденция обнадеживающая. Если в прошлом году из Брагина выехало 7 семей, то за три месяца этого - уже 12. Поэтому Людмила Васильевна втайне надеется, что среди счастливых новоселов скоро окажется и она.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter