Единство многообразия?

Опыт учит прагматизму.
Опыт учит прагматизму. Время, когда любое заявление об интеграционных новинках неизменно сопровождается эмоционально-позитивными комментариями, бесконечно продолжаться не может. Слишком много за последние 10 с лишним лет озвучивалось объединительных инициатив, так и не материализовавшихся с течением времени. На этом фоне подписанное в Ялте соглашение об образовании Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины требует сдержанного осмысления.

ЕЭП, безусловно, имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать новым интеграционным ядром и вывести из состояния анабиоза объединительные процессы в СНГ, не разрушая его. Новое межгосударственное образование создается не в противовес Cодружеству и открыто для вступления новых членов, тем самым обретая характер своеобразного индикатора готовности того или иного государства к реальному сближению. Однако нормы соглашения, допускающие разноуровневую и разноскоростную интеграцию, не могут не рождать опасений, что результат реализации замысла ЕЭП будет менее значимым, нежели предполагалось изначально. Александр Лукашенко не случайно акцентировал в Ялте внимание на этом тезисе. Ведь компромиссное положение, принятое по предложению Украины, фактически оставляет возможность для мотивации отказа от исполнения всех прочих достигнутых или планируемых договоренностей.

Понятно, что оговорка сделана украинской стороной с учетом внутригосударственных реалий. Однако это не снимает актуальности вопроса полноценного присоединения страны к соглашению без всяких оговорок в ближайшей перспективе. Лишь после того, как все страны-участницы, помимо заявлений, примут на себя и полный объем обязательств по их исполнению, в прогнозах относительно судьбы ЕЭП исчезнут аналогии с СНГ. А что касается конкретных выгод от образования Единого экономического пространства для каждой из сторон, то здесь все достаточно очевидно.

ЕЭП, безусловно, имеет достаточный потенциал для того, чтобы стать новым интеграционным ядром и вывести из состояния анабиоза объединительные процессы в СНГ, не разрушая его. Новое межгосударственное образование создается не в противовес Cодружеству и открыто для вступления новых членов, тем самым обретая характер своеобразного индикатора готовности того или иного государства к реальному сближению. Однако нормы соглашения, допускающие разноуровневую и разноскоростную интеграцию, не могут не рождать опасений, что результат реализации замысла ЕЭП будет менее значимым, нежели предполагалось изначально. Александр Лукашенко не случайно акцентировал в Ялте внимание на этом тезисе. Ведь компромиссное положение, принятое по предложению Украины, фактически оставляет возможность для мотивации отказа от исполнения всех прочих достигнутых или планируемых договоренностей.

Понятно, что оговорка сделана украинской стороной с учетом внутригосударственных реалий. Однако это не снимает актуальности вопроса полноценного присоединения страны к соглашению без всяких оговорок в ближайшей перспективе. Лишь после того, как все страны-участницы, помимо заявлений, примут на себя и полный объем обязательств по их исполнению, в прогнозах относительно судьбы ЕЭП исчезнут аналогии с СНГ. А что касается конкретных выгод от образования Единого экономического пространства для каждой из сторон, то здесь все достаточно очевидно.

Еще весной этого года главы государств определились, что принципы образования ЕЭП должны учитывать нормы и правила Всемирной торговой организации. Планировалось, что в основу ляжет принцип свободного передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В соответствии с этим стороны должны обеспечить режим свободной торговли и унифицировать свои законодательства на сей счет. В этой связи в первой половине сентября на уровне правительства Украины имели место предложения отойти от инициативы создания ЕЭП, так как, по мнению отдельных членов украинского кабинета министров, это может преградить Украине путь в Европу. Министр экономики и европейской интеграции Украины Виктор Хорошковский даже заявил, что присоединение его страны к ЕЭП может привести к тому, что "все внешние контрагенты Украины по ВТО и ЕС могут пересмотреть свое соглашение по отношению к Киеву". Тем не менее 17 сентября депутаты парламента Украины проголосовали за вхождение страны в ЕЭП. При необходимых 226 голосах это решение поддержал 291 народный избранник. Таким образом, в Украине признали необходимость участия страны в новой интеграционной инициативе. А накануне начала саммита в Ялте премьер-министр Украины Виктор Янукович однозначно высказался в пользу подписания соглашения о создании ЕЭП.

О стремлении Казахстана участвовать в рассмотрении вопросов по созданию ЕЭП следует сказать отдельно. Казахстан, простирающийся от Западно-Сибирской равнины на севере до Тянь-Шаньских горных хребтов, с самого момента создания Содружества занимает конструктивную позицию в отношении членов СНГ. На заре суверенитета ряда советских республик была история, которую сейчас мало кто вспоминает. Когда в Вискулях 8 декабря 1991 года Беларусь, Россия и Украина подписали Соглашение об образовании СНГ, отдельные горячие головы советовали Казахстану в пику так называемому тогда российско-белорусско-украинскому альянсу подготовить проект о создании конфедерации центральноазиатских государств. Говоря об этой "идее" в 1996 году, Назарбаев вспомнил, что, если бы тогда была создана данная конфедерация, "дело могло закончиться открытым противостоянием бывших братских республик, а то и большой кровью". Поэтому позиция центральноазиатского Казахстана на сближение с Россией, Беларусью и Украиной вполне объяснима. Тем более что плодотворные устремления в интеграционном направлении, как правило, всегда заканчиваются в современном мире экономическими благами для участников таких отношений.

О важности создания ЕЭП для России говорили и писали много. Оказалось, что в формировании ЕЭП для нашей давней союзницы есть не только экономические, но и геополитические выгоды. Как пишет авторитетный московский аналитик Виталий Третьяков, "значение нынешнего саммита СНГ крайне велико. Успех или неуспех его, особенно успех или неуспех реализации плана создания единого экономического пространства" России, Казахстана, Украины и Беларуси "будет означать, окажется ли в руках Путина на переговорах с Бушем лишняя козырная карта, если не туз, то хотя бы король, или не окажется".

Беларусь к созданию ЕЭП подготовилась основательно. Накануне ялтинского саммита Александр Лукашенко подписал указ, которым одобрил проект Соглашения о формировании Единого экономического пространства. Наша страна в рамках данной интеграционной инициативы планирует создать благоприятные условия для повышения экономического благосостояния населения и сделать все возможное для координации действий с участниками "четверки" по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию. Однако, как сказано выше, у белорусской стороны нет уверенности в том, что подписанные 19 сентября в Ялте Соглашение и Концепция о создании ЕЭП будут реализованы всеми членами "четверки". Это отнюдь не означает, что наша страна блокирует реализацию идеи. Наоборот, занимая открыто заинтересованную позицию в развитии интеграционных процессов, Александр Лукашенко призывает своих коллег в дружественных государствах к конкретной работе. Лишь такой подход, исповедуемый на равных всеми членами ЕЭП, может дать позитивный результат. "Россия, Украина, Казахстан делают реальные шаги вперед - и мы будем идти в ногу, - подчеркивал он. - Если пойдут опять оговорки, разные скорости и уровни интеграции, Беларусь этим не будет заниматься, поскольку это влечет большие затраты". Вердикт конкретный и прагматичный. Интеграционная риторика стоит дорогого и имеет смысл лишь тогда, когда выходит в практическое русло и осязаемым экономическим результатом компенсирует затраты первоначального периода.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter