Единство делает нас сильнее

Открывшийся вчера в Софии саммит ЕС может служить лучшей преамбулой к готовящемуся в Минске европейскому форуму по безопасности в Восточной Европе. Хотя форматы эти отличаются — там размышлять на злободневные темы будут европейские лидеры, а у нас — лидеры общественных мнений Европы. Но разница, по сути, невелика, так как модераторы предстоящих дискуссий в Минске — это высшие должностные лица ОБСЕ, НАТО, депутаты европарламента и бундестага, бывшие министры обороны и иностранных дел практически всех европейских стран. И ответы они будут искать на те же вопросы, что и руководители европейских правительств в Софии: как сделать наш регион безопасным и единым?

ФОТО РЕЙТЕР

Формально саммит ЕС, открывшийся вчера в столице Болгарии Софии, был посвящен евроинтеграции западнобалканских стран. Но их членство в ЕС — это дело очень далекой перспективы. Надо сказать, что еще совсем недавно, в 2014 году, глава Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер объявил о том, что ЕС приостанавливает процесс расширения на восток. Но по мере того как Китай, Россия, арабские страны и Турция усилили свое влияние на Балканах, Еврокомиссия решила более активно заняться вопросом обеспечения европейской перспективы для этого региона.

Ожидать каких–то конкретных решений по вступлению новых членов в ЕС от этого саммита не стоит. Сербские журналисты, которые ссылаются на проект итогового документа саммита, подчеркивают, что в нем содержится много требований и приятных обещаний, которые были известны и раньше. Но не более того. Сербия же и по сей день так же далека от вступления в ЕС, как и в 2000 году, когда впервые проводились переговоры по этому вопросу.

Наоборот, софийский саммит ярче высветил проблемы на этом пути. Так, премьер–министр Испании Мариано Рахой бойкотирует мероприятие по причине присутствия на саммите делегации Косово. Испания не признает Республику Косово, провозгласившую независимость от Сербии десять лет назад. Сегодня косовский вопрос для нее еще более чувствительный на фоне проблем Каталонии.

Президент Франции Эммануэль Макрон вообще резко высказывается о самой идее дальнейшего расширения Евросоюза на Балканах. «Мне не нужны Балканы, которые повернутся к России или Турции, — сказал французский президент, — но я не хочу и такую Европу, которая с трудом функционирует в составе 28, а совсем скоро 27 членов, но намерена быстро расшириться до 30 или 32 членов».

В этих словах вся соль раздираемых Евросоюз противоречий. Он стремится усилить свое геополитическое влияние, но при этом перетягивание геополитического каната лишь усиливает его внутреннюю нестабильность.

Между тем главное, что нужно сейчас Европе, — это единство и стабильность. «Единство делает нас сильнее» — под таким лозунгом проходит и саммит в Софии. И последние события показывают, что эти слова относятся не только и не столько к западным Балканам, чье вступление в ЕС весьма призрачно.

Софийский саммит — это, скорее, площадка для реакции на вызовы, которые у всех на устах. Иранский вопрос на нем приоритетен. Брюссель идет на конфронтацию с Вашингтоном, который, по выражению немецкого делового журнала «Виртшафтсвохе», «оскорбил» европейских партнеров, заявив о разрыве сделки. Но такой расклад приведет к еще большему обострению торгового кризиса в отношениях США и ЕС.

Имеется ли у Евросоюза иная стратегия европейского развития, кроме опоры на евроатлантические отношения? А шире — готова ли Европа, говоря словами Меркель, строить свое будущее собственными руками? Это главная тема, которая волнует сегодня все европейские столицы, от Лиссабона и Берлина до Софии и Минска.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter