Единственное мерило демократии – это реальная власть народа. 15 сентября мир отметил Международный день демократии.

Но есть ли некое общее мерило демократичности того или иного государства?  Насколько эффективно функционируют сегодня основные институты демократии, в частности,  в Беларуси и России? С этими вопросами корреспондент «СВ» обратился к председателю Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Александру ЮШКЕВИЧУ.

– Александр Николаевич, каким образом нынешний Международный день демократии решено было отметить в Беларуси? Тем более что его празднование проводится всего второй год.
– Да, Международный день демократии был учрежден ООН только  в 2007 году с целью предоставить возможность каждой стране отразить и приподнять понятие и значимость демократии. Идею проведения праздника в нашей стране поддержала Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. В парламенте были запланированы встречи депутатов с молодежью, представленной прежде всего лидерами и членами различных молодежных, общественных и детских объединений. В рамках этих встреч провели экскурсии по парламенту, состоялось знакомство с его работой, депутаты рассказали о той обширной законодательной работе, которая проводится в стране всеми демократическими институтами.
– Насколько, по-вашему, Беларусь сегодня является демократической страной?
– Даже в  Основном Законе нашего государства, Конституции, указано, что Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство. Заметьте: демократическое. Поэтому и  все наше законодательство, и вся наша общественная жизнь строятся на основных принципах демократии.
Более того, если внимательно изучать историю нашей страны, то можно проследить, что у нас никогда не было инквизиции, гонений инакомыслящих, и это тоже показательный факт. То есть испокон веков мы, белорусы, были привержены демократии. А сегодня лишь продолжаем и развиваем это демократическое наследие.
Беларусь сегодня – это самое что ни на есть демократическое общество, потому что  основная идея нашего государства – это власть народа. А институты народовластия – это и депутатский корпус, от сельских и районных Советов до парламента, и Всебелорусское народное собрание, которое проводится с участием главы нашего государства и вырабатывает основные направления развития Белорусского государства на годы вперед.
– Существует ли, на ваш взгляд, некое общее мерило демократии, единое для всех стран?
– Единственное общее мерило демократии – это реальная власть народа. Если она есть, значит, есть и демократия.
Что же касается универсального критерия, то  даже в документах ООН отражено, что его демократия не имеет. В каждой стране есть своя, особая специфика. Кроме того, существует много видов демократии, есть также много разных ее индексов, критериев, подходов к уровню демократии, которые разработаны уже достаточно давно, но единого критерия, под который должны были бы подходить все страны, к счастью или к сожалению, нет.
– На Западе демократические институты складывались и совершенствовались веками. Могут ли молодые государства проделать этот путь за считанные годы, игнорируя социально-политические и экономические реалии внутри своего государства, равно как и сложившиеся и доказавшие свою жизнеспособность на данном историческом этапе механизмы управления? Стоит ли сразу и безоглядно бросаться примерять на себе чужой опыт, при всем к нему уважении?
– Если вы говорите о Беларуси, то, повторюсь,  исторически  наш народ имеет  очень давние демократические традиции. Можно, например, вспомнить принятый еще в XVI веке свод законов,  или Статут Великого княжества Литовского, который, замечу, был написан на древнебелорусском языке. Да и  в новейшей истории суверенное Белорусское государство всегда было не только демократичным, но и, что особенно важно, социально ориентированным. Это и главная черта белорусской демократии, и основное направление деятельности всего государства. И сегодня мы, развивая наши демократические институты и принимая новые законы, исходим прежде всего из гарантированности социальных прав наших граждан.
То есть с точки зрения дальнейшего развития своих демократических институтов мы идем своим путем, и темп этого пути зависит от темпа времени, в котором мы живем. Сегодня зачастую за год успеваем сделать больше, чем ранее за пятилетие. При том, что все новые законы в стране принимаются только  после серьезного, взвешенного и всестороннего обсуждения в обществе.
– Александр Николаевич, если посмотреть на историю взаимоотношений Запада и нашего основного союзника – России, то получается довольно любопытная картина. Пока Россия в трудные послеперестроечные годы практически во всем соглашалась с Западом, западные политики восторгались достижениями российской демократии. Но как только Российская Федерация начала возвращать утраченные позиции в мире, укреплять вертикаль власти внутри страны, то сразу со стороны некоторых западных политиков начали звучать заявления о возврате страны к тоталитарному прошлому, об имперских амбициях и тому подобное. Почему так происходит?
– Все-таки в нынешнее время странами и их политиками движут в первую очередь экономические интересы. И сегодня, когда, преодолев спад, начинает крепнуть российская экономика, которая в будущем может составить серьезную конкуренцию ведущим мировым державам, конечно, это вряд ли последних радует. В отличие от нас, белорусов, которых не могут не радовать успехи братской страны, с которой мы строим Союзное государство. Наши экономики к тому же очень тесно взаимосвязаны, мы сумели сохранить многие связи, доставшиеся нам еще с советских времен, и это очень важно. Потому что, какие бы порой проблемы в наших отношениях с Россией ни возникали, никого ближе у нас все равно нет, о чем честно и открыто сказал Президент Республики Беларусь.
Что же до отхода России от демократических ценностей, то это просто смешно. В России за годы ее суверенитета сложилась мощная, развитая демократическая система управления, которая, кстати, тоже имеет очень давние традиции. Сегодня Россия активно развивает свои демократические институты и постоянно совершенствует свое законодательство. Поэтому считаю, что и у России, и у Беларуси есть и демократическое настоящее, и демократическое  будущее – и в европейском, и в общемировом сообществе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter