Единственная и неповторимая

Единственная и неповторимая женщина-следователь  работает  в  республиканской  прокуратуре

Единственная и неповторимая женщина-следователь  работает  в  республиканской  прокуратуре

В органах Прокуратуры Республики Беларусь 19 действующих женщин-следователей, две представительницы прекрасного пола возглавляют районные прокуратуры. А старший советник юстиции Светлана Байкова —единственная женщина-следователь в аппарате республиканской прокуратуры. Единственная и неповторимая. И не только потому, что занимает очень ответственную должность старшего следователя по особо важным делам отдела по расследованию дел по коррупции  и за свой, порой титанический труд удостоена ордена Почета… 

При распределении выпускников юрфака на работу Светлана шла в числе первых: как-никак закончила университет с красным дипломом. Казалось бы, перед ней, коренной минчанкой, открыты двери любых правовых учреждений. Но девушка-отличница при распределении отказалась от самых заманчивых предложений, настаивала на том, чтобы ее взяли следователем. Увы, для настойчивой девушки не оказалось свободной вакансии в ее родном Минске. Тогда Светлана распределилась в провинциальный Верхнедвинск, где в районной прокуратуре оказалось незанятым место следователя. 

Энергичная, волевая девушка за несколько лет сполна проявила себя, и вскоре ее приняли на работу следователем в прокуратуру Ленинского района Минска, а через два года она уже трудилась в городской прокуратуре. Задержалась здесь на целое десятилетие. И при этом неплохо себя зарекомендовала, расследуя самые запутанные, неподъемные уголовные дела. Не будучи лично знакомым со Светланой Байковой, я слышал о ней немало восторженных слов. Думал, что народная молва преувеличивает способности и возможности этого следователя. Ан нет, после уточнений подтвердилось, что оперативники из уголовного розыска не раз приходили на прием к прокурору города и умоляли его дать почти безнадежное уголовное дело для производства Светлане Байковой. Считали, что любой другой следователь с ним не справится, а она вытащит, доведет до суда. Сама Светлана Анатольевна вела себя, мягко говоря, нестандартно: не почивала на лаврах своей набирающей силу славы, а приходила в кабинет Николая Куприянова, который в то время работал прокурором города Минска, и требовала себе… еще одно уголовное дело. Объясняла изумленному Николаю Михайловичу, что три дела, которые находятся у нее в производстве, для нее недостаточная нагрузка, она может работать и более напряженно и производительно. Другие следователи обычно сетовали прокурору на свою сверхзагруженность, а их коллега, представительница, казалось бы, слабой половины, просила дополнительную работу. И, конечно же, получала ее. Делом чести для Светланы Анатольевны было довести расследование до логического конца. При этом она умудрялась уделять должное внимание мужу и сыну. 

Благодаря усилиям Байковой к уголовной ответственности были привлечены многие убийцы, в том числе и лишившие жизни сотрудника Департамента охраны милиционера Жидика. Ей же довелось изобличать своего коллегу, милицейского следователя А. Шахрая, убившего таксиста. 

— Как будем дело в суд направлять, если труп потерпевшего так и не найден?! – высказывали  опасения руководители Светланы Анатольевны. 

А она шаг за шагом расследовала дело. Через десять месяцев упорной работы нашла и хорошо запрятанный труп, сняв тем самым все вопросы по виновности или невиновности бывшего милицейского следователя в убийстве таксиста. 

Изобличила и привлекла к ответственности Байкова и того, кто убил 14-летнего Э. Такаева. 

А вот похождениями  братьев Николая и Павла Давидовских следователю Байковой пришлось заниматься дважды. Первый раз, когда работала в прокуратуре г. Минска, второй – когда перешла в республиканскую.  

Это были отчаянные бандиты. Отбыв первое наказание, на путь исправления они не встали. Руководил бандой  Николай. Сбывая похищенное, вырученные деньги братья делили между собой. Тот же Николай приобрел себе двухкомнатную квартиру в Минске, оплачивал свое обучение в институте предпринимательской деятельности. Осваивал рыночную профессию, чтобы с максимальной выгодой распорядиться награбленным добром. 

Как установила Байкова, братья на протяжении июня 1997-го – марта 1998 года, а также сентября 2003-го – января 2004 года совершали разбойные нападения на квартиры граждан в Ленинском районе Минска. По внешним приметам выбирали те, где проживали жильцы с высоким материальным достатком. Перед каждым нападением проводили тщательную подготовку: обследовали подъезд, определяли пути отхода, используя бинокль, вели наблюдение за окнами квартиры, следили за жильцами. 

Чтобы проникнуть в квартиру, применяли специальное устройство для отпирания замков. Когда врывались в чужое жилище в масках с пистолетами, а то и гранатой, действовали вызывающе и нагло. Одну женщину заставили показать, где лежат семейные ценности, пригрозив изнасиловать ее находящуюся рядом дочь. Другая «поделилась» такой же тайной после того, как бандиты засунули ствол пистолета в рот ее сыну и пригрозили нажать на спусковой крючок. Л. Ксендзова так избили, что он скончался, а его жена и дочь получили психическое расстройство от «общения» с бандитами. Ради награбленных миллионов братья, когда того требовала ситуация, не останавливались и перед  убийствами.  Чуть не убили  и сотрудника спецподразделения «Алмаз». А в итоге участь их оказалась печальной. После изобличения следователем Байковой старший брат Николай повесился, а младший Павел предстал перед судом  и был приговорен к пожизненному заключению. 

Одно из последних дел, которое закончила недавно Светлана Анатольевна, не совсем обычное. Благодаря ее усилиям на скамью обвиняемых сели 46 человек, виновные в том, что травили людей недоброкачественным спиртом. В настоящее время она расследует еще более масштабное дело. К уголовной ответственности привлекается 80 человек. В их числе — сотрудники таможни «Западный Буг» и Гродненской региональной таможни, несколько сотрудников правоохранительных органов, руководители коммерческих структур. Чтобы меньше раскошеливаться на налоги и таможенные пошлины, они подделывали документы и за взятки перемещали товары (в основном бытовую технику) через государственную границу из стран Западной Европы в Беларусь и Россию. О размере взяток, думается, может свидетельствовать такой факт: далеко не самый высокопоставленный сотрудник таможни возвел себе два дома-дворца. Многое видевшая и знающая за 17 лет работы в органах прокуратуры Светлана Байкова была неприятно поражена тем неожиданно высоким уровнем коррупции, который она вскрыла при расследовании этого уголовного дела. Кстати, примерно через месяц-полтора оно будет завершено и передано для рассмотрения в суд. 

— Коррупционеров изобличать сложно, — признается Светлана Анатольевна, — почти никто из них не признает свою вину, изворачивается как может, задействуя высокие связи. Но я испытываю моральное удовлетворение, если такой матерый преступник получает заслуженное наказание, не отделываясь легким испугом, как, к сожалению, еще бывает в силу ряда причин. И мы, следователи, и прокуроры должны бороться с коррупцией, не взирая на должности и звания тех, кто ее культивирует. С высокопоставленных чиновников и руководителей, запятнавших честь мундира сотрудников правоохранительных органов, спрос должен быть еще жестче… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter