Единое пространство – единые законы

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, формирование Единого экономического пространства трех стран заметно подстегнули взаимные деловые контакты и торговлю. 

Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, формирование Единого экономического пространства трех стран заметно подстегнули взаимные деловые контакты и торговлю. 

Если экспорт Беларуси в Казахстан и РФ до вступления в Таможенный союз составлял 10,4 миллиарда долларов, то после вступления значительно вырос: в 2011 году – до 15,2, а в 2012-м  – до 17 миллиардов долларов. В два раза по сравнению с предыдущим годом в 2012-м увеличился экспорт Минска в страны ТС минеральных продуктов, на 65% – кожевенного сырья и пушнины, на 18–21% – транспортных средств и оборудования, химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, на 14,5% – металлов и изделий из них, на 12% – текстиля и обуви. При этом в 2012 году по сравнению с 2011-м на треть снизилась цена газа, поставляемого в Беларусь.  

Эти цифры привел министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов.

«Мы открыли границы, идет торговля, значительно увеличивается товарооборот, а это означает необходимость установления единых норм конкурентного законодательства», – подчеркнул министр, представляя проект модельного закона ЕЭП о конкуренции. В условиях единого рынка должны действовать единые и жесткие нормы конкуренции. «Мы не должны допускать, чтобы нарушители, дисквалифицированные в России, перебежали и зарегистрировались в Казахстане и Беларуси, или наоборот. Это основной момент в законе», –  подчеркнул Нурлан Алдабергенов.

Гармонизация национальных законодательств стран – участниц ЕЭП по конкурентной политике будет проводиться в четыре этапа. Первый уже практически реализован, создана нормативная база в сфере конкуренции. Второй этап предполагает приведение национальных законодательств в соответствие с нормами соглашения о единых принципах и правилах конкуренции в ЕЭП, установленными 9 декабря 2010 года. Затем запланирована разработка и принятие модельного закона о конкуренции. 

Последний этап – передача наднациональным органам исключительной компетенции в сфере конкурентной политики, для чего будет принят антимонопольный кодекс для ЕЭП. «Его планируется реализовать после подписания договора о Евразийском экономическом союзе», – пояснил ректор Академии управления при Президенте Беларуси Анатолий Морозевич. Когда границ для бизнеса не будет, все станет регламентироваться единым документом. 

Модельный закон ЕЭП о конкуренции должен вобрать в себя все лучшее из того, что наработано. Например, очень жесткое антимонопольное законодательство действует в России. Там есть понятие дисквалификации за его нарушение, контроль за торгами, чего нет в законодательстве Беларуси и Казахстана. Прогрессивны казахстанские нормы о проведении расследований дел. Хорош и опыт Беларуси: здесь более десяти лет успешно один госорган совмещает функции контроля за антимонопольной и ценовой политикой.  

Модельный закон ЕЭП предусматривает норму, при которой крупные монополисты не могли бы объединиться и поделить рынок как по территориальному признаку, так и по покупателям, по ценам. Такие действия могут представлять большую опасность для экономик трех стран и даже влиять на политику. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter