Единица – это не оценка, а номер заготовленной льнотресты

Тогда же глава государства дал несколько поручений. Одно из них — получить 60 тысяч тонн льноволокна.

В марте на совещании по развитию льноводства, которое проходило в Орше, глава государства жестко раскритиковал чиновников за хроническую убыточность отрасли, сделав при этом принципиальное заявление: белорусскому льну быть. А раз так, то, естественно, надо улучшать к нему отношение.

Тогда же глава государства дал несколько поручений. Одно из них — получить 60 тысяч тонн льноволокна.

НО ПРЕЖДЕ нужно было провести сев в соответствии с агротехническими сроками, т. е. в течение 10 дней в каждой зоне льносеяния, поднять тресту — до 25 сентября, довести ее качество до номера 1,5. Правда, подбирать участки, готовить семена, технику, проводить учебу механизаторов и специалистов оказалось уже поздно. К тому времени все это должно было находиться в полной готовности.

После совещания прошло почти 9 месяцев. Весь выращенный урожай убран, сложен под навесы, осталось только его переработать и реализовать льноволокно. Поэтому уже можно проанализировать некоторые результаты работы, чтобы допущенные просчеты и упущения при выращивании и уборке льна, а потом и доведении его до соответствующих кондиций, не повторить. Тем более что нынче они обернулись недобором продукции как в целом, так и высококачественной тресты в частности. В переводе на льноволокно ее заготовлено 46,5 тысячи тонн, или 77 процентов к плану. Утешением может служить разве что увеличение урожайности льноволокна, которая составила 7,9 центнера с гектара.

Ее прирост по сравнению с предыдущими годами довольно внушительный. О такой урожайности раньше приходилось только мечтать. Но этого пока тоже явно недостаточно, чтобы получить 60 тысяч тонн льноволокна. Можно представить, сколько потребуется дополнительных посевных площадей, чтобы выйти на запланированный показатель. Но решение поставленной задачи таким образом — это из области фантазии. На такое никто не пойдет. Выход один — увеличение урожайности при одновременном улучшении качества.

На начало ноября в республике было заготовлено 143,6 тысячи тонн льнотресты средним номером 1. Как говорится, не густо. Поручение главы государства довести качество продукции до номера 1,5 не выполнили ни один район и льнозавод. Из общего количества больше всего такого сырья получили на Брестчине и Витебщине — по 6 процентов, а среди льнозаводов — Ореховский (25 проц.), Пружанский (12,6 проц.) и Дубровенский (10 проц.). А такие, как Браславский, Ивацевичский, Полоцкий и Круглянский льнозаводы, филиал «Дзержинсклен», Воложинский льнокомбинат и еще несколько предприятий не заготовили ни одной тонны льнотресты номером полтора.

Так почему же многие сработали не так, как намечалось? Что помешало им выполнить поставленную задачу? Об этом шла речь на недавней коллегии Минсельхозпрода. В качестве оправданий приводились различные причины. Их можно принимать или отвергать, учитывая наличие техники, людских ресурсов, погодные условия, отношение к этой культуре. Но мина замедленного действия, как мне кажется, была заложена еще до начала проведения весенне-полевых работ. Дело в том, что отведенные под лен посевные площади, как показал химический анализ, далеко не везде соответствовали требованиям по кислотности. В Витебской области, например, из 18,9 тысячи гектаров таких набралось почти 40 процентов, а в Глубокском, Дубровенском, Шумилинском и Миорском районах этот показатель составлял половину и более всех участков. Кое-где лен и вовсе посеяли по неблагоприятным предшественникам.

Каждый пятый гектар не соответствовал требованиям по кислотности на Гомельщине, каждый шестой — на Гродненщине и 7 процентов — на Могилевщине.

Сегодня некоторые ссылаются на неблагоприятные погодные условия во время посевной кампании, переувлажнение почвы, позднее ее просыхание. Это действительно не лучшим образом сказалось на сроках проведения весеннего сева. Но почему бы не подобрать другие, более легкие участки? Проведение сева от 35 до 40 дней привело к снижению качества формирования волокна в стебле. Затем сместились сроки уборки, нарушились другие технологические операции. Чем можно объяснить, что при одинаковых агроклиматических условиях в Дубровенском районе лен посеяли за 12 дней, а в Толочинском и Чашникском — за 40 и 42 дня?

Давайте представим такую ситуацию: как отреагируют на молочном заводе, если сельхозпредприятия поставят некачественное молоко. Что скажем потом мы, потребители, купив в магазине приготовленные из такого сырья сливочное масло или творог. Отступления от технологии при производстве этого вида продукции приравниваются к ЧП. А при заготовке льнотресты на отдельных предприятиях это чуть ли не нормальное явление — сравнивал ситуацию в отраслях заместитель министра Василий Павловский. Вот лишь один из примеров. Для обеспечения равномерности слоя льнотресты при подаче ее на переработку, а также увеличения выхода длинного волокна необходимо проводить прессование сырья с прокладкой шпагата. О таком требовании знает каждый специалист. Но на Кохановском льнозаводе, например, по этой технологии заготовлено только 68 тонн льнотресты, что составляет лишь 2 процента, примерно столько же — на Плисском, немногим более пятой части — на Поставском, по 5,6 и 7 процентов — соответственно на ОАО «Ошмяны-лен» и Слонимском льнозаводе. На Воложинском льнокомбинате из 14 прессов было задействовано только 8, остальные оказались неисправными.

Улучшить ситуацию уже практически невозможно. Остается только не наступить на те же грабли в следующем году. Хотя и нынешние еще могут ударить очень больно.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter