Эдгард ЗАПАШНЫЙ: «Когда клыки тигра на моем виске, понимаю: можно «погаснуть»

Что знаменитый дрессировщик хочет найти на наших конефермах и где он с братом собирается отдохнуть в Беларуси

— Первые две недели минских гастролей, увы, наши спектакли будут идти без Аскольда. Брат сейчас в Германии, проходит лечение после трех сложнейших операций на позвоночнике (заменили несколько межпозвоночных дисков). Врачи пока запрещают ему большие физические нагрузки. Но отсутствие Аскольда в программе не скажется на ее качестве: все трюки, которые делал брат, я возьму на себя.

— Эдгард, вашего приезда в Минск публика ожидала. Столичный цирк претерпел глобальную реновацию. Как оцениваете обновленную белорусскую арену?

— Без всякого преувеличения могу сказать — мы приехали в цирк, который сегодня смело можно включить в десятку лучших в мире. Да, я был на аренах куда больших, например в Китае, где цирк рассчитан на 15 тысяч зрителей. Но ваш все же великолепно оснащен технически. Условия в этом отношении просто идеальные: здесь возможна смена манежей, отличный свет, звук, команда профессионалов… Правда, актуален вопрос с гостиницей, потому что мы привезли с собой коллектив более чем 100 человек. В России, например, почти все цирки имеют собственные отели, за исключением Большого Московского. Но и эту проблему здесь знают и обещают решить.

Когда предложили выступить в Минске, мы, не задумываясь, согласились. Не ради бахвальства, из-за этого даже от двух контрактов в других городах пришлось отказаться.

— Вы привезли опаснейшие трюки. Номера с хищниками — ваша фишка. Какой номер самый сложный?

— Коллектив братьев Запашных — самый большой в России. Практически все артисты у нас — высшей категории, лауреаты международных цирковых фестивалей. В Минске представим один из самых больших конных номеров. Сильно рискуют, конечно, воздушные гимнасты, которые в выступлениях полностью отказались от страховки. Когда они репетируют, даже лишний раз не хочу смотреть, как они тренируются на высоте 15 метров! Травмы в цирке — дело привычное.

Как только приедет Аскольд, сразу возобновим опасный прыжок верхом на льве. Работа с хищниками — большой риск, что скрывать. Когда клыки тигра проходят и останавливаются у меня на виске, понимаю, что в любой момент могу «погаснуть», как телевизор. Но тигр разрешает мне делать этот трюк. А зрители приходят в цирк, чтобы увидеть что-то на грани, возможно, жизни и смерти. Любят, когда им щекочут нервы. Хотят посмотреть нечто, что в реальной жизни невозможно.

Сложный ныне цирковой жанр и клоунада. Казалось бы, ну что здесь уж такого сложного? Однако засилье юмора разной пробы, как пошлого, так и не очень, удручает. А зрителя рассмешить становится чрезвычайно сложно. У нас клоунаду представляют три артиста, причем одна из них — девушка. И это очень необычно для цирка. Им удается держать зал, но приходится постоянно выдумывать что-то новое, чтобы удивить зрителя.

— Интересно, есть ли в вашей программе номера наших артистов? И есть ли у вас в команде люди с белорусскими корнями?

— Да, мы обязательно задействуем ваш балет и оркестр. Но с собой привезли свою рок-группу. Еще у нас работает один из лучших гимнастов мира с белорусскими корнями — Вячеслав Волков, спортсмен международного класса, бывший член сборной Беларуси по гимнастике. Этот человек выполняет сложнейшие трюки. И его партнеры в номере — тоже белорусы. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжено, ведь ваша школа цирка воспитала немало отличных артистов.

— В цирке так много экстрима… Каких эмоций вам не хватает?

— Нам очень важны положительные эмоции зрителей. Их восторг, аплодисменты — самое дорогое для циркового артиста. Не хочу и, наверное, не смогу отказаться от этих эмоций. Экстрим? Действительно, его в профессии хватает, поэтому в обычной жизни выбираю отдых там, где наиболее безопасно. Но одна мечта меня не покидает — хочу прыгнуть с парашютом. И все никак не могу решиться.

— Кстати, правда, что в обычной жизни вы никогда не ссоритесь с братом?

— Буду предельно честен насчет наших отношений с Аскольдом. Мы можем даже подраться, поругаться, даже день-два не разговаривать друг с другом… Живем бок о бок 36 лет, так что все бывает. Сегодня я пришел к осознанию того, что рядом человек, который будет рисковать своей жизнью, чтобы спасти меня. Это сильно сближает, учит преданности. Даже сейчас, говоря про брата и зная, что его нет рядом, мне даже как-то не по себе. Я настолько привык к нему, что он всегда рядом.

В профессии Аскольд — удивительный артист-менеджер. Он держит у себя в голове шесть перспективных проектов одновременно (а каждый год мы выпускаем новую программу). У него много идей, которые могли бы удивлять и без того избалованную публику качественными программами.

— Кстати, за прошлый год знаменитый цирк «Дю Солей» побывал в Беларуси дважды. Не боитесь конкуренции?

— Если честно, я не понимаю феномена цирка «Дю Солей». Да, за 20 лет существования они нигде ни разу не «споткнулись» профессионально. Да, «Дю Солей» держит свою марку, свято блюдет свой имидж: цирк без животных. Но не раз замечал — дети на таких представлениях начинают скучать: им хочется смены картинки, других эмоций, хочется посмотреть на умных дрессированных животных. Согласитесь, их куда сложнее выдрессировать, чем людей. Но надо отдать должное их продуманному пиару и менеджменту — раскрутиться до уровня «Дю Солей» не удалось ни одной российской или постсоветской цирковой компании. Это большое завоевание в мировой цирковой сфере.

Впрочем, в этом отношении и у нашего коллектива хороший потенциал. На последнем фестивале в Монте-Карло мы завоевали два «Золотых клоуна» — престижные награды. Да и зачастую цирк братьев Запашных сравнивают именно с самым дорогим и раскрученным цирком мира. Когда у меня с братом спрашивали, кто наш кумир, я отвечал, что Майкл Джексон. Почему? Он ставил перед собой глобальные задачи и неустанно работал над собой. Так же и у нас: не боимся ставить перед собой задачи, чтобы потом обойти конкурентов.

Очень приятно, что на прошедших Олимпийских играх в Сочи был представлен именно российский цирк. Такие проекты — прекрасная возможность пропагандировать национальное искусство. И особенно цирк, потому что его язык — международный. Вспомните, ведь «Дю Солей» открывал и закрывал две Олимпиады. И сделал себе на этом имя. Этому можно у него поучиться.

— Только в мае ваш цирк представит у нас 27 постановок. Это ведь очень напряженный график. Как и где собираетесь отдыхать в Беларуси?

— В нашем плотном графике есть свободные дни, не переживайте. И свои маршруты обязательно спланируем так, чтобы выехать в белорусскую глубинку. Во-первых, мы наслышаны об агрогородках. Много рассказывали и про агроусадьбы — эта сфера сельского бизнеса у вас активно раскручивается. Во-вторых, лично я поеду в Минский зоопарк, собираюсь посетить несколько конезаводов. В прошлый раз объездил 10 конезаводов в поисках лошади для себя лично. Надеюсь, в этот раз удача мне улыбнется. Мы еще собираемся посетить театр Янки Купалы, который тоже претерпел реконструкцию. Также знаем, что Беларусь славится своими чистыми озерами, попытаемся там отдохнуть. Планов, в общем, много.

— Эдгард, вы конечно знаете, что сейчас в Беларуси проходит чемпионат мира по хоккею. Не собираетесь попасть в качестве болельщика на какие-либо матчи?

— Конечно собираюсь! Прежде всего есть желание побывать на тех матчах, где будут играть российская и белорусская команды. Знаком с Александром Овечкиным, Евгением Малкиным. Знаю, что и хоккеистам нужна разрядка, поэтому ждем, к слову, их на свои представления.

Кстати, и к журналистам имеется предложение. Если у вас есть футбольная команда, то цирк братьев Запашных готов бросить ей вызов, чтобы сыграть. Среди нас нет ни одного профессионального футболиста, но мы с радостью поборемся с журналистами. Рассматриваем бросить подобный вызов футбольной команде артистов белорусской эстрады.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter