Федор Домотенко: Мы изменили систему расчетов, пошли на определенные уступки, однако есть грань, ниже которой продавать мы не можем

Едет трактор по планете

В прошлом году объемы экспорта удержать удалось не многим белорусским предприятиям. Среди них «Беларуськалий», производители лаков и красок, древесно-стружечных плит. И все же, как свидетельствует статистика, доходы от продаж за рубеж нашей продукции заметно упали. В денежном выражении существенно уменьшились поставки нефти и нефтепродуктов, грузовых авто, седельных тягачей и тракторов. В прошлом году МТЗ поставил на экспорт 31,8 тыс. тракторов — на 11,7 тысячи меньше, чем в 2014-м. 

Визит глав и сотрудников дипломатических представительств, аккредитованных в стране, в ОАО «Минский тракторный завод» .

На заводе, тем не менее, настроение не минорное – экспорт, по планам предприятия, к концу года вырастет на 16 процентов, до 476 млн долларов. Специалисты не скрывают: работать сложно, но просветы в кромешной тьме случаются. Хотя до 70 процентов поставок традиционно приходилось на соседский рынок, который в последнее время показывает очень плохую динамику.

По части выпуска тракторов до 150 лошадиных сил у МТЗ практически нет конкурентов не только в России, но и в странах СНГ. Другое дело — энергонасыщенные тракторы. Гендиректор МТЗ Федор Домотенко считает, что только на территории восточного партнера можно увеличить долю их продаж почти вдвое, с 8 до 15 процентов. Так что сдавать позиции на заводе не собираются, задача-минимум – удержать прошлогодние результаты. Для этого планируется наладить сборочные производства в Узбекистане и Казахстане. Кроме того, для стран ЕАЭС цены будут номинированы в российских рублях. 

— В России стремятся снизить энергозатраты техники, поэтому мы все усилия направляем на это. Например, у соседей уже собираем тракторы, работающие на метане. Будем развивать модели с электромеханической трансмиссией. Договорились, что Caterpillar самостоятельно адаптирует свои двигатели к нашим тракторам. Испытания проведем в Казахстане, — обозначил перспективы гендиректор.

Как ни крути, рынок постсоветского пространства для многих предприятий стратегический. Но далеко не единственный. В списке партнеров МТЗ в прошлом году значилось 76 стран. В числе государств-новичков фигурировали Гватемала, Мексика, Чили, Перу. Впрочем, потенциал есть и среди уже наработанных направлений. Напомнить об этом вызвались в главном управлении по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций «Дипсервис». Главы и сотрудники диппредставительств недавно побывали на МТЗ с экскурсией. Чем хотели удивить заводчане? Например, тем, что техника стала работать тише и чище – сказалась модернизация производства. Привлек внимание и макетный образец трактора мощностью 450 лошадиных сил. Такие наверняка пригодятся фермерам на обширных полях Казахстана и России. До начала серийного производства конструкторы будут колдовать над моделью еще два года. 


После Федор Домотенко представил гостям положение дел с экспортом. Например, работу с Молдовой усложнила девальвация местной валюты — лея и отмена господдержки покупателей. Но гендиректор подчеркнул важный момент:

— Мы изменили систему расчетов, пошли на определенные уступки, однако есть грань, ниже которой продавать мы не можем. 

Таджикистан уже второй год не может решиться на организацию на своей территории сборочного производства тракторов. Несмотря на то что продажи в Украину растут, буксует работа по предоплате. 

— Украина – единственная страна, которая имеет три положения по оплате в зависимости от того, в какой валюте и на каких условиях идут расчеты. Мы предложили разные формы: например, берем гривну, платим за материалы, поступающие с юга, но в этом есть проблема, — беспокоится Домотенко. 

Не собираются на заводе упускать и рынок Евросоюза, несмотря на то что на последнем ужесточили экологические нормы. Наоборот, в планах – прибавить 18 процентов (примерно такой прирост ожидается на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии). Во-первых, техника мощностью от 120 лошадиных сил уже сертифицирована по новым стандартам, документы на тракторы меньше 120 «лошадей» будут готовы весной. Во-вторых, за счет развития сборочных производств в странах ЕС, например в Румынии, Литве, Сербии, тракторы подпадают под местные программы финансирования при покупке фермерами. 

Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в нашей стране Йозеф Мигаш обращает внимание: спрос со стороны местных фермеров растет. Да и не только со стороны словацких – на завод недавно приезжали их коллеги из Эстонии. Представители разных стран сходятся во мнении: наши тракторы просты в управлении, стоят наполовину ниже, чем конкуренты, их легко ремонтировать. Начальник конструкторского бюро Василий Гнедчик подтверждает: чем меньше мощность, тем меньше специальных навыков требуется водителю. Средневзвешенная цена техники МТЗ в странах Евросоюза – 18 тысяч долларов, что на 6—8 тысяч ниже, чем предлагают другие производители. 

Чтобы работать без сбоев, в Литве откроют и единый центр запчастей. МТЗ планирует не только конкурировать в странах ЕС, но и нарастить поставки в США, Канаду, страны Латинской Америки и на Африканский континент. Ожидается, что экспорт только в Африку вырастет в 2,3 раза, до 31 млн долларов. 

— В прошлом году мы создали торговый дом в Египте. К сожалению, сразу не достигли планируемых результатов – продали лишь около тысячи тракторов. В этом году однозначно планируем увеличение продаж в Египте — минимум в 1,5 раза, а также в соседних Судане и Эфиопии. В Нигерии и ЮАР мы открыли свои представительства, это тоже дает нам преимущества. Прорабатываем серьезный проект с Зимбабве. Сюда же стоит добавить еще восемь сотен тракторов для Кении, — делится планами заместитель маркетинг-директора МТЗ по коммерческой работе в странах СНГ, Украине и Грузии Александр Казакевич.

Примечательно, что МТЗ предлагает партнерам не только технику, но и финансовые возможности в виде международного лизинга и кредитных ресурсов Банка развития. Сбудутся ли ожидания заводчан и насколько выверенными окажутся их действия, узнаем в конце года. Первые шаги уже сделаны. 

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter