Еда не приходит одна

Зачем человеку есть? Разумеется, чтобы жить...

Зачем человеку есть? Разумеется, чтобы жить. Но нашему современнику в отличие от древних предков нужно еще и зарядиться энергией на день грядущий. Да, требования к продуктам питания изменились. Еда завтрашнего дня должна укреплять иммунитет, продлевать жизнь, предупреждать серьезные заболевания и даже охранять здоровье будущих поколений. Впрочем, каждый из нас, вероятно, и сам того не подозревая, уже не раз вкусил пищу будущего. Медленно, но верно она завоевывает свою нишу.


Хорошего понемногу


Речь о функциональных продуктах питания (ФПП), еде полезной, но в первую очередь правильной, «умной». Понятие возникло в начале 80–х прошлого века в Японии, вынужденно. Из–за скудости почв там всегда было сложно выращивать многие виды овощей и фруктов. Потому основу меню среднестатистического японца составляли рыба и морепродукты, которые, разумеется, не могли обеспечить организм всеми необходимыми питательными веществами, витаминами и микроэлементами. Собственно, тогда у японских ученых и родилась идея: если мы не можем вырастить продукты, давайте будем их создавать!


Хотя если копнуть еще глубже, то первыми разработчиками ФПП вполне можно назвать... советских ученых, в середине 1930–х годов разработавших рецептуру обыкновенной хлебопекарной муки с добавлением витаминов.


— Функциональные продукты питания потому так и называются, что обладают неким компонентом, который благоприятно влияет на функции организма, приносит ему пользу либо нивелирует вред, — раскрывает всю правду о чудо–продуктах заведующий отделом гигиены питания РНПЦ гигиены Василий Цыганков. — Первыми ФПП стали кисломолочные продукты и напитки, потому что их проще всего обогащать полезными бактериями, которые улучшают состав микрофлоры кишечника. Молоко с добавлением витаминов, биокефиры, «живые» йогурты и так далее и теперь составляют основу всего ассортимента функциональных продуктов питания. Хотя уже выпускаются и хлебобулочные изделия, и сухие смеси, и каши, и консервы, и даже конфеты. По сути, обычный хлеб с добавлением семян подсолнечника, соль, обогащенная йодом или селеном, — также ФПП.


Но оправданны ли усилия — затраты на исследования, разработку новых рецептур и внедрение их в массовое производство, — если давно известны принципы рационального питания, сулящие тот же результат? Василий Цыганков советовал бы не делать разделения: основой рационального питания должны быть функциональные продукты. Поскольку само по себе рациональное питание невозможно, если в организм не будут поступать в необходимом количестве вещества–нутриенты, в том числе те, которые в организме не вырабатываются и не синтезируются.


— Но поскольку экология оставляет желать лучшего, почвы истощились, соответственно и выращиваемые продукты стали беднее, — на примерах подтверждает свои слова Василий Георгиевич. — Допустим, раньше человеку нужно было съесть одно яблоко, чтобы получить суточную дозу витамина С. А сейчас — 10! И речь ведь пока только об одном витамине. Человек попросту не съест столько продуктов, чтобы удовлетворить потребность организма во всем необходимом. Функциональные продукты питания в этом смысле как палочка–выручалочка. В соответствии с мировой практикой продукт считается функциональным, если содержит микронутриентов для удовлетворения 25 — 50 процентов от среднесуточной потребности.


Ни рыба, ни мясо


У нас разработкой продуктов функционального направления занимается Научно–практический центр по продовольствию НАН. За 5 с лишним лет, с тех пор как ученые центра вплотную начали заниматься этой проблематикой, создано уже несколько линий ФПП: для спортсменов и военнослужащих, беременных женщин, людей пожилых и страдающих заболеваниями желудочно–кишечного тракта, фенилкетонурией, целиакией.


— Сейчас мы с Россией как раз разрабатываем совместную программу по функциональному питанию, — развивает тему генеральный директор центра Зенон Ловкис. — У наших коллег есть свои наработки по ФПП, которые оберегают от развития некоторых серьезных болезней и даже излечивают от них. У нас, в свою очередь, — свои, аналогов которым нет в СНГ. Например, наши ученые создали конфеты, которые содержат микроэлементы и витамины, экстракты и эфирные масла пряноароматических растений. Соответственно, эти сладости мы рекомендуем как полезные для детей. Более того, преимущество наших продуктов в том, что при их изготовлении предпочтение отдается натуральным ингредиентам. Программа обеими сторонами одобрена, сейчас решаются технические вопросы. В течение этого года мы планируем внести ее на рассмотрение в Союзное правительство для открытия финансирования уже с 2012 года.


Сегодня известно более 300 тысяч наименований ФПП. В Японии они занимают почти 50 процентов продуктового рынка, в США и Европе — около четверти. В общей же «картине мира» ФПП составляют не более 3 процентов. Но это пока. По прогнозам ведущих мировых специалистов, в ближайшие 15 — 20 лет их доля возрастет на порядок. Что касается Беларуси, то такая задача ставится уже на ближайшую пятилетку: каждый третий продукт на магазинных полках должен быть функциональным. Ведь японские и американские ученые давно убеждены: именно такая пища не только изменит общую структуру питания всех землян, но и заставит наполовину ужать рынок лекарственных препаратов. Да–да, еда потеснит таблетки и пилюли! Доказано, что пища может воздействовать не только на физические функции организма, но даже на ментальные, те, которые пока контролируются лекарствами. А остальные преимущества перед лекарствами очевидны: натуральность, никакой интоксикации, полезные вещества поступают маленькими дозами и легче выводятся из организма.


— Конечно, если человек заболел, никакими продуктами он не вылечится, сколько бы их ни съел, — предупреждает Василий Цыганков. — Но функциональная еда как средство профилактики или подспорье — то, что надо. В то же время такие продукты можно есть всем: и больным, и здоровым. Когда мы едим помидор, мы же не думаем о лейкопенах, которые в нем содержатся. А ведь они являются мощными антиоксидантами, предотвращают образование раковых клеток. Мы недавно провели исследование и выяснили, что дети и подростки в большинстве своем не любят рыбу. Но, отказываясь от нее, они тем самым не получают необходимых для сердца и сосудов омега–3–жирных кислот. Благо уровень современной науки таков, что можно из помидоров извлечь лейкопены, а из рыбы — аминокислоты и добавить их куда угодно. Тогда каждый будет есть то, что ему по вкусу и с пользой. За этим будущее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter