Лучшие продукты ученые предлагают определять при помощи профессиональных экспертов

Еда не приходит одна

Авторитетные эксперты в области питания из РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» недоумевают: по каким именно критериям некоторые товары становятся победителями конкурсов и обладателями премий, удостаиваются дипломов и медалей? По принципу «кто больше заплатил, тому и лавры» или все же во главе угла качество? Ученые предлагают не вводить в заблуждение покупателя, который и так путается во всех этих конкурсах — «Продукт года», «Лидер года», «Народная марка», «Выбор года», «Лучшие товары Республики Беларусь»... И в результате, видя на магазинном прилавке товар, этикетка которого пестрит изображениями всевозможных медалек и Гран–при, думает: значит, надо брать! А ведь находящийся рядом менее «именитый» аналог, может, не только не хуже, но и получше будет.



— Иногда вижу, что такой–то товар удостоен приза или премии, а сам думаю: я это никогда не буду покупать, потому что знаю, что именно завернуто в яркую упаковку, — говорит генеральный директор НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Зенон Ловкис. — Подобных примеров, к сожалению, хватает. Скажем, потребителям уже надоели колбасы, которые изготавливают не по стандарту, а по техническим условиям, где масса всяких добавок, где порой и мяса совсем мало. Между тем среди обладателей конкурсных наград подобные товары встречаются нередко. Мое мнение таково: победа в большом и авторитетном конкурсе должна доставаться продукции, названной лучшей не только в итоге опроса граждан, но и после прохождения профессиональных отбора, контроля и дегустации. Пусть на это уйдет какое–то время, но у конкурентов должны быть более или менее равные возможности.


Зенон Ловкис

Сегодня не проблема продукты питания всесторонне оценить. На базе НПЦ, к примеру, работают центральные дегустационные комиссии по различным группам пищевой продукции. Эксперты регулярно выявляют и поощряют производителей за наиболее интересные новинки. И считают: качество, конкурентоспособность и полезность — вот то, вокруг чего должна быть закручена интрига конкурсов.

— Опрос — это субъективное мнение, а профессиональная дегустация — это мнение специалистов, которые подтвердили свою компетентность в области сенсорных анализов, — убеждена заместитель генерального директора по качеству и стандартизации НПЦ НАН по продовольствию Елена Моргунова. — Такой вердикт серьезный и весомый. Кстати, наш центр при желании мог бы составить конкуренцию ныне существующим конкурсам: мы имеем официально зарегистрированный товарный знак «Система достижения качества пищевой продукции». Название не пафосное, зато авторитетное: это примерно то же, что написать «Одобрено наукой».

Представители центра не скрывают: у них имеются «досье» на множество продуктов от различных производителей — как отечественных, так и зарубежных, как отмеченных наградами, так и обделенных титулами. Ведь сотрудники НПЦ периодически закупают продукцию в торговой сети и проводят полный контроль по показателям безопасности и качества. Хотя о вкусах и не принято спорить, непредвзятая оценка экспертов свидетельствует: не все еще безоблачно в нашем продуктовом королевстве. К примеру, Зенон Ловкис говорит, что около 65 процентов реализуемого в стране детского питания имеет признаки несоответствия данных реального состава и вынесенного на маркировку. В основном, конечно, это импорт. Или другой пример — обычная питьевая вода в бутылках. Казалось бы, формула — проще некуда, возможны разве что варианты: с газом или без газа. А на деле?


— Если проанализировать состав воды и свериться с маркировкой, то не факт, что, допустим, уровень минерализации или жесткости строго соответствует заявленному. Сейчас, когда пищевым миром правит бизнес, от производителей можно ожидать различных сюрпризов, — отмечает Зенон Валентинович, считая, что негоже привозить из–за рубежа минералку и преподносить ее как нечто эксклюзивное, когда у нас вода из той же группы имеется в достаточном количестве и даже лучшего качества.


В общем, мало объявить конкурс или премию, созвать участников. Определение лучших из лучших — еще и повышенная ответственность, потому что на кону и имидж производителя, и престижность самого состязания. Вот только как «встроить» в процесс оценку экспертов, основанную на результатах специальных исследований? Ведь это дополнительные финансовые затраты, на чьи плечи они лягут? Самих соискателей–производителей? В сегодняшних экономических условиях это большой вопрос, хотя за действительно лучших покупатель потом и проголосует рублем.


Был случай

Фото  Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

В НПЦ по продовольствию замечают: у самих производителей не всегда адекватное мнение о качестве своей продукции. Как–то в стенах центра проходила закрытая дегустация ликеро–водочной продукции с участием руководителей всех профильных предприятий страны. Так вот, один из них, услышав вердикт профессиональных дегустаторов, сильно удивился. Он–то считал — не без подачи подчиненных, разумеется, — что продукция его завода лучшая. А по результатам дегустации она даже в тройку лидеров не вошла. «Хорошо, что вы мне глаза открыли», — сказал тогда директор предприятия.

Факт

В стенах НПЦ НАН Беларуси по продовольствию за 15 лет работы создано более 8.000 новых продуктов. Но некоторые производители, отмечают ученые, при постановке новинок на промышленное производство упрощают рецептуру, что пагубно сказывается на качестве.



Прямая речь


Игорь Данилов, председатель оргкомитета конкурса потребительских предпочтений «Продукт года»:

— Конкурсов много, но некоторые из них со временем стали какими–то безликими. Похожие опросы, похожие мнения. А мнения потребителей зачастую складываются не только из личных впечатлений, но и под влиянием рекламы. Хотелось бы видеть реальный рейтинг продуктов в каждом из сегментов продовольственной линейки, поэтому мнение профессиональных экспертов было бы очень ценно.

nesterov@sb.by

Фото  Виталия  ГИЛЯ.

Советская Белоруссия № 7 (25142). Четверг, 12 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter