Что может дать Беларуси евразийская интеграция

ЕАЭС: пятерка за интеграцию

Слово «интеграция» в последнее время звучит часто. С 1 января нынешнего года наша страна является одним из членов Евразийского экономического союза. Впрочем, жизнь в формате «пятерки» для нас стала не только легче, но и сложнее. Ведь теперь все сложности приходится делить на всех, а экономики стран блока оказались очень зависимыми друг от друга и в первую очередь от России. Что в реальности может дать нам евразийская интеграция и каких изменений в экономике нам стоит ожидать в ближайшее время?


Не дать пропасть поодиночке


Считается, что с первого дня своего функционирования Евразийский экономический союз (ЕАЭС) столкнулся с серьезными вызовами. Хотя, может быть, в данном случае правильнее было бы не искать толерантные формулировки, а назвать проблемы по имени. Так уж получилось, что первые шаги наше экономическое объединение совершает в условиях глобального кризиса. Сложностей хоть отбавляй — санкции европейских государств, введенные против России, косвенно ударившие и по странам-партнерам, замедление роста национальных экономик, связанное с падением цен на энергоресурсы. Вместе с тем экономисты придерживаются мнения: если бы нынешние проблемы нашим странам пришлось переживать поодиночке вне формата ЕАЭС, то каждой из стран блока вряд ли можно было бы позавидовать. Вместе же выбраться из трясины экономического кризиса нам будет проще. 

На минувшей неделе в Москве проходила крупная конференция «Евразийская экономическая интеграция», в ходе которой специалисты обсуждали главную злободневную тему — поиск путей возобновления экономического роста в ЕАЭС. Масштаб спада в экономике России и Беларуси в последнее время заметно увеличился, замедление роста в экономике Казахстана также стало крайне чувствительным. Исключение из общего негативного тренда — недавние «новобранцы» ЕАЭС Армения и Кыргызстан. Экономический рост в этих странах остается на относительно неплохом уровне. 

Сергей Сидорский — министр, отвечающий в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) за промышленный и агропромышленный сектор, — разделяет такое мнение, но напоминает: рассчитывать на экономический рост в условиях глобальной «заморозки» рынков не стоит.

— Мы двигаемся постепенно. У нас была создана евразийская интеграция, которая плавно перешла к Таможенному союзу, потом — к Евразийскому экономическому пространству, и в этом году мы пришли к более глубокому интеграционному объединению — Евразийскому экономическому союзу. Конечно, всем нам хотелось бы более активного движения и развития ЕАЭС, но надо учитывать, что в мире экономический кризис, введены необоснованные санкции в отношении России. А при планировании бюджетов и темпов развития союза изначально были совсем другие расчеты. К сожалению, все зависит не только от ЕАЭС, но и от внешнего мира, — объяснил он. 

Сергей Сидорский напомнил: важным шагом в развитии союза стало формирование согласованных подходов и действий в важнейших секторах экономики. Комиссией уже разработаны основные направления развития сотрудничества в ключевых сферах взаимодействия союзных государств: в макроэкономике, промышленности, международной сфере, в области создания единой транспортной системы, единых рынков электроэнергии, нефти и газа, которые поддержаны правительствами.

— Сегодня нам необходимо совершить переход от экономики спроса, базирующейся на высоких ценах на нефть, к экономике предложения, где инвестиции в новые технологии и новое производство генерируют продукцию, способную потеснить импорт и получить новые ниши на мировом рынке, — обозначил главный секрет будущего успеха министр ЕЭК.

По удачному стечению обстоятельств первые шаги функционирования Таможенного союза, который стал стартовой площадкой для формирования ЕАЭС, у нас происходили в относительно благополучные годы. И статистика того периода говорит о том, что решение интегрироваться в единый экономический блок было правильным: за первые три года существования ТС взаимный товарооборот между Беларусью, Россией и Казахстаном увеличился вдвое. 

— В первый же год создания Таможенного союза внутренняя торговля у нас начала развиваться быстрее, чем внешняя, она выросла троекратно. А сейчас в трудные времена, внутренняя торговля падает не так сильно, как внешняя, да и структура ее у нас оказалась лучше — внутри стран ЕАЭС продается больше инновационной продукции и меньше сырьевых товаров, — поделился наблюдениями член коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

По его словам, такие тенденции очень на руку ЕАЭС, ведь в настоящее время уже впору говорить о третьей волне мирового кризиса. Внутренние рынки сбыта не дадут нам пропасть.

— Понятно, что ни модель национального протекционизма, ни всеобщей глобализации не дадут устойчивой основы для развития торговли, производства, эффективной кооперации. Наши национальные квартиры стали тесны для современного очень коммуницированного мира. Ответ на вызов очевиден — это региональные многосторонние соглашения, которые могут обслуживать интеграционные цепочки, что складываются в рамках больших объединений, — выступил в пользу ЕАЭС международный чиновник.

Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов ответил по своему блоку вопросов: 

— В рамках Договора о ЕАЭС у нас сегодня проводится большая и планомерная работа по формированию общего финансового рынка государств-участников, ликвидации барьеров на пути свободного перемещения рабочей силы, повышению уровня жизни и условий занятости населения наших стран. А в сфере формирования единого рынка финансовых услуг подписано соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий для обеспечения свободного движения капитала.

То есть финансовый блок ЕАЭС может быть готов гораздо раньше остальных. Уже сегодня, как оказывается, страны ЕАЭС ведут работу над проектом соглашения о взаимодействии по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй. Это в перспективе очень упростит работу с «плохими» долгами. Хотя изначально документ направлен на создание недискриминационных условий для граждан и предпринимателей при обращении их в финансовые институты по вопросам кредитования и повышение защищенности кредитных организаций от кредитных рисков при увеличении объемов трансграничного кредитования в масштабах союза. 

Экономисты считают, что одна из самых заметных для ЕАЭС проблем — это добавленная стоимость. К сожалению, если внимательно рассматривать весь экспорт стран ЕАЭС за свои пределы, то выяснится, что львиная доля — это по-прежнему сырьевые товары. Во многом из-за этого сегодня у нас и возникают сложности, ведь нефть и газ торгуются не так дорого, как еще год назад, да и остальные полезные ископаемые сбавили в цене. 

— Странам ЕАЭС нужна коллективная промышленная политика, которую должна инициировать именно Российская Федерация, — считает научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг. — Определенная примитивность экономик стран ЕАЭС — это один из главных рисков для евразийской интеграции. Коллективная промышленная политика уменьшит риски и улучшит перспективы ЕАЭС. Мы сейчас должны сделать комплексную программу развития не на основе директивного, а на основе индикативного планирования.

К сожалению, многие пункты нашей взаимной интеграции в ЕАЭС реализуются очень медленно. Отдельные рынки объединить специалисты обещают только через 10 лет — к 2025 году. А вот в чем уже наше взаимное тяготение очевидно: это единый рынок услуг. Сегодня он функционирует уже в 43 секторах — это примерно 50 процентов объема производимых государствами — членами ЕАЭС услуг. На недавнем заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло 16 октября с участием президентов стран «пятерки», был утвержден перечень секторов услуг, по которым формирование единого рынка в рамках союза будет осуществлено в течение переходного периода в соответствии с планами либерализации. До 1 июля 2016 года предполагается подготовить и представить для рассмотрения «дорожные карты» с указанием даты перехода каждой конкретной услуги в состояние единого рынка.

Выгоден для Беларуси ЕАЭС или нет — лучше всего на этот вопрос ответил председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Дмитрий Панкин:

— Сегодня в мире насчитывается свыше 90 интеграционных объединений, однако не все они одинаково эффективны. Часть из них уже находятся в состоянии комы. Важными факторами для успешности интеграционных объединений являются реальный экономический рост и улучшение благосостояния населения государств-участников. При этом нужно ориентироваться на снижение бюрократических барьеров в объединении.


КСТАТИ

ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января нынешнего года. Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и  Кыргызстан. В Договоре о ЕАЭС указано, что союз создан «в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов». Есть вероятность, что вскоре к ЕАЭС может присоединиться и Таджикистан, но этот вопрос пока находится в подвешенном состоянии. Зато договор о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) были бы не прочь заключить с  нами многие страны — в числе кандидатов называют Китай, Египет, государства Евросоюза, Индию, Иран, Турцию, Пакистан, Израиль, Монголию и другие державы миры, всего их около 40. Однако единственное на сегодня соглашение о создании ЗСТ подписано с Вьетнамом. В Евразийской экономической комиссии говорят, что условия выгодные и для этой страны, и для государств — членов ЕАЭС.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter