Создание Евразийского экономического союза для многих экспертов стало поводом для дискуссии о выгодах и рисках единой валюты интеграционного объединения

ЕАЭС: без стабфонда не обойтись

Свою точку зрения на этот вопрос «СВ» высказал заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Руслан АБРАМОВ.

Руслан АБРАМОВ
– Для ЕАЭС характерно наличие участников союза, отличающихся и по величине ВВП, и числу населения, и паритету покупательной способности (ППС). Население России, например, в 3,5 раза больше, чем население остальной части ЕАЭС, ВВП по ППС – в 8,3 раза, а по отношению к Кыргызстану последний показатель выше более чем в 10 раз. Могут быть проблемы и при объединении в единую валютную зону стран с разными типами экономических систем. Например, Россия – страна с высоким уровнем развития рыночной системы. А ряд участников экономического союза отличаются столь же высоким уровнем государственного регулирования. 

Еще одна особенность ЕАЭС – очень высокая зависимость российской экономики от цен на углеводороды на мировом рынке. Увеличение или уменьшение цен на углеводороды мощно влияет на всю жизнь не только этой страны, но и экономику стран-соседок. От этого фактора зависят темпы экономического роста, финансы, занятость, государственная политика и многое другое в России.

В то же время, например, для Беларуси сегодня колебания цен на углеводороды не оказывают существенного влияния на ее экономику. Но введение единой валюты с Россией увеличит процикличность и ее экономики. Это когда во времена экономического подъема государство начинает тратить все больше, не сохраняя дополнительные доходы в резервных фондах, а во времена кризиса – тратить меньше, не стимулируя экономику. Такую политику часто признают плохой, а контрциклическую – когда в кризис расходы растут, а во времена бума падают, сглаживая колебания экономики, – хорошей. 

При этом Беларусь не будет получать такие же высокие доходы в иностранной валюте, как Россия. Рост цен на углеводороды приведет к увеличению трудовой миграции из Беларуси в Россию, где будет выше средняя заработная плата (хотя в конечном итоге это должно привести к увеличению средней заработной платы в Республике Беларусь). Возрастут российские инвестиции в белорусскую экономику, что также связано с разницей в уровне средней заработной платы, а также вырастут объем и стоимость экспорта товаров из Беларуси в Россию, что позволит повысить степень интеграции экономик единого валютного пространства. Падение цен на углеводороды на мировом рынке вызовет обратные процессы. Имея собственную валюту, Беларусь сохранит относительную независимость от этих колебаний. 

Тем не менее необходимо сравнить преимущества и затраты, которые могут быть получены от того, войдет ли Беларусь в область единой валюты с Россией, а также выгоды и издержки для России. 

Выгоды для России – это повышение устойчивости цен российских товаров с товарами стран зоны единой валюты, повышение степени интеграции с экономикой стран ЕАЭС, устранение расходов на конверсионные операции по обмену российского рубля и валюты страны союза при торговле друг с другом, меньшая зависимость от мировых валют. В числе рисков – снижение качества валюты, используемой Россией как внутренние деньги, ухудшение демографической ситуации из-за увеличения притока иностранных рабочих из стран – членов зоны единой валюты, имеющих более низкий уровень жизни населения. 

Ряд выгод для Беларуси – в устранении расходов на конверсионные операции при взаимной торговле, а также рисков, связанных с изменениями курса между национальной валютой и российским рублем. В плюс себе страна может также записать рост устойчивости цен своих товаров по сравнению с российскими, повышение степени интеграции с огромной российской экономикой, тем самым получение эффекта от роста масштаба производства. Возрастет ответственность денежно-кредитной и валютной политики (малые государства могут злоупотреблять эмиссией денег для решения задач по обеспечению сбалансированности бюджета), а также налогово-бюджетной политики (как возможного необходимого условия вхождения страны в зону единой валюты). 

В то же время есть и ряд серьезных минусов. Это повышение процикличности экономики и рост неустойчивости социально-экономического развития, несоответствие направлений денежно-кредитной и валютной политики потребностям экономики страны. 

Вступив в зону единой валюты, Беларусь может иметь как крупные экономические риски, так и значительный стимул к развитию. Для снижения процикличности экономики членов единого валютного пространства было бы целесообразно создать стабилизационный фонд единого валютного пространства (ЕВП), который будет накапливать профицит бюджета и использоваться для покрытия дефицита при необходимости в государствах – участниках ЕАЭС. 

Сравнительная характеристика численности населенияи ВВП некоторых стран — членов ЕАЭС
Сравнительная характеристика численности населенияи ВВП некоторых стран — членов ЕАЭС
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter