ЕАБР: развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение для Евразийского региона

Эксперты Евразийского банка развития представили доклад «Трансграничные государственно-частные партнерства» в рамках Евразийского конгресса‘23. Мероприятие проходит в Сочи с 8 по 9 июня.

Фото из архива «СБ»

В презентации было отмечено, что в условиях роста объемов и диверсификации структуры межгосударственных и региональных экономических связей развитие трансграничной инфраструктуры приобретает особое значение. В первую очередь это касается развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. 

Реализация трансграничных инфраструктурных проектов обуславливает участие в них двух и более государств, привлечение частных инвестиций и обеспечение координации большого круга участников. Эффективным механизмом реализации таких проектов может выступать трансграничное государственно-частное партнерство (ГЧП).

Главный экономист Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров выразил мнение, что добавленная стоимость ГЧП-проектов велика и имеет смысл пойти на дополнительные сложности при их реализации: 

— Всего в мире реализовано 18 таких проектов. Из них 14 в транспорте, три — в гидроэнергетике, один — в телекоммуникациях. Однако они не исчерпываются только этими направлениями. 

По его словам, в Евразийском регионе потенциал трансграничных ГЧП практически не реализован, за исключением проекта строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. 

При этом в ЕАБР придают особое значение разработке руководящих принципов для трансграничных ГЧП с целью повышения осведомленности государств и частных инвесторов о потенциале ГЧП для развития трансграничной инфраструктуры, облегчения и ускорения запуска трансграничных проектов ГЧП, а также минимизации рисков при их реализации. 

Среди данных принципов — обеспечение принятия политических решений и планирование трансграничных ГЧП с учетом приоритетов регионального сотрудничества. Не менее важно поддерживать согласованность национальных планов развития трансграничной инфраструктуры, а также создавать специальный правовой режим для трансграничных ГЧП на международном и национальном уровнях. Особое внимание уделяется учреждению двусторонних и многосторонних институциональных механизмов для сопровождения трансграничных ГЧП, а также работе в партнерстве с региональными организациями и международными банками развития, чтобы повысить эффективность таких проектов. Кроме того, необходимо обеспечивать и большую финансовую устойчивость, а также снижать уровень рисков в трансграничных ГЧП, поощрять и поддерживать трансграничные ГЧП, вносящие наибольший вклад в достижение Целей устойчивого развития. 

В свою очередь директор центра исследований ГЧП, главный научный сотрудник, директор по проектам ГЧП ЕАБР Светлана Маслова отметила, что трансграничное ГЧП — очень перспективная форма взаимодействия государства и бизнеса:

— Она работает там, где не работают национальные проекты ГЧП. Она позволяет создать трансграничную инфраструктуру, которая имеет определяющее значение для развития соседствующих государств. Такие проекты обеспечивают инфраструктурную связанность, повышают товаропоток, повышают инвестиции, ускоряют развитие туризма. У стран — участниц ЕАЭС и СНГ к этим направлениям высокий интерес. Сейчас формируются портфели таких проектов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter