Е 40 не забыли, и он обещает вернуться

Беларусь, Польша и Украина хотят восстановить водный путь Днепр—Висла—Одер

Совместную заявку на финансирование исследования целесообразности восстановления водного пути Днепр—Висла—Одер подали в секретариат программы трансграничного сотрудничества Еврокомиссии Беларусь, Польша и Украина. Если ученые стран региона оценят проект как экономически и экологически перспективный, то он будет реализован уже в ближайшие годы.

Речь пойдет, во-первых, о дальнейшей реконструкции Днепро-Бугского канала, которую белорусская сторона уже несколько лет ведет за собственные средства. Во-вторых, на поль-ской стороне предполагается либо строительство нового канала в обход Буга до Вислы, либо создание нескольких шлюзов на Буге, расширение и расчистка его несудоходного сегодня фарватера. Варианты и детали этого проекта уже обсуждаются на регулярных заседаниях белорусско-польской рабочей группы специалистов.

Партнеры рассчитывают, что решение соответствующих структур Евросоюза будет положительным и деньги на научные исследования, а затем и на разработку и реа-лизацию проекта будут выделены. Ведь этот маршрут – живая история. Он существовал с конца XVIII века, всегда оправдывал себя и перестал использоваться только после Второй мировой войны, когда в Бресте на канале появилась глухая плотина. Тем не менее перерезанная много лет назад транспортная артерия по-прежнему входит в европейский перечень важнейших внутренних водных путей международного значения и за ней сохраняется ее обозначение – Е 40.

Белорусы, кстати, после войны разрушенный канал восстановили и сегодня его серьезно реконструируют не только потому, что водный путь нужен для перевозки грузов. Он позволяет обеспечивать водоснабжение прилегающих территорий, в том числе и многочисленных рыбоводных прудов, служит водоприемником для мелиоративных систем и пропуска паводковых вод.

Более полутора десятков лет назад по инициативе польской стороны уже предпринимались попытки возродить старинный маршрут, и Варшавский институт «Гидропроект» в 1991–1992 годах даже провел исследования, в которых участвовали также ученые Германии, Беларуси и Украины. Расчеты показали, что приемлемый грузопоток может быть обеспечен и доставка грузов будет экономически выгодна. Однако распад Советского Союза эти планы перечеркнул. И вот сегодня к ним снова вернулись.

— В связи с тем, что за прошедшие годы цены на углеводородное топливо существенно изменились, а также трансформировались экономические связи и прио-ритеты, есть необходимость повторить исследования, — говорит начальник Управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Бронислав Говоровский. – Выполнить эту работу с нашей стороны планируется силами Днепро-Бугского предприятия водных путей, института ЦНИИКИВР и других организаций. Уже предварительные подсчеты говорят, что возить по маршруту Днепр—Висла—Одер уголь, руду, металлы, калийные удобрения, торф, сапропель, щебень и другие материалы, как и прежде, будет выгодно, так как этот путь на 1 тысячу километров короче, чем соединение Дунай—Майн, которое активно сегодня используется для перевозок.

Что же касается конкуренции с другими видами транспорта, то известно, что на единицу транспортной работы суда потребляют энергии в 15 раз меньше, чем автомобили, и в 1,5–2 раза меньше, чем тепловозы. По мере же возрастания перегруженности основных автомобильных и железнодорожных магистралей потребность в использовании водного транспорта и его преимущества будут возрастать. Тем более что речь идет не только о прямой экономической выгоде, но и о серьезных экологических плюсах. Ведь при перевозке водным транспортом уменьшаются вредные выбросы в атмосферу, а этому транзитные страны Европы сегодня уделяют большое внимание.

После реконструкции, которую наша страна ведет в соответствии с европейскими стандартами, канал будет способен пропускать суда до 110 метров длиной, 12 метров шириной и осадкой до 2,2 метра. Подсчитано, что по возрожденному водному пути, которым удобно будет пользоваться также странам Скандинавии, можно будет перевозить до 4 миллионов тонн грузов за навигацию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter