Народный календарь: 1 – 7 ноября 2021 года

Дзяды нашыя святыя, хадзiце да нас вячэраць

Последний осенний месяц восточные славяне называли по‑разному: «полузимник», «гру­день», «листопад».

Практически вся предстоящая неделя посвящена поминанию предков. Этот период наши прадеды называли так: «Асянiны», «Змiтраўка», «Казанская», «Дзедаўская». 


Поминальный день «усiх святых» у католиков Беларуси приходится на 1 ноября. Обычно в этот день наступали холода. Отсюда и поговорка: «Па ўсiх святых — холад для ўсiх», «Усе святыя як засваволяць, то ўсе дрэвы аголяць». 

2 ноября — день святого Артемия. Сухая погода в этот день обещала, что и к Рождеству она будет бесснежной. Осадки в этот день показывали, что зимой будет частым гололед.

4 ноября — празднование иконы Казанской Божьей Матери. День для тех, кто «бярэ шлюб», считается очень удачным, обещает счастье и достаток в семье. Про это и поговорка: «Хто на Казанскую жанiхаецца, той не пакаецца». В древности считали, что погода этого дня показывает характер будущей зимы. В народе говорили: «Да Казанскай — не зима, а пасля Казанскай — не восень». При этом добавляли: «Што Казанская пакажа, то i зiма скажа».

5 ноября — день Игната и Алисея. 

* * * 

День поминовения предков назывался «Дзяды» и был дан для того, чтобы приостановиться, оглянуться, вспомнить с благодарностью тех, кого уже нет. У белорусов отношение к предкам особенное, память о них свята и незыблема. 

В некоторых регионах к этому дню выпекали маленькие булочки хлеба. Их число могло доходить до нескольких десятков, по количеству предков, которых могли вспомнить. Хлеб раздавали неимущим и нищим у церкви. На Минщине зажигали костры возле домов или один большой костер. На Полесье в семье выбирали самую смелую среди женщин. Она должна была сидеть возле печки весь день, не пить, не есть и всматриваться, стараясь увидеть души приглашенных предков. 

В некоторых регионах на «Дзяды» собирались не только всей семьей, но и всем родом у одного из самых «заможных родзiчаў». Для этой «вячэры» каждый приносил что‑то на общий стол. Накануне в доме все тщательно мылось, особенно лавки, на которых, как верили, должны будут сидеть «дзяды» вечером. Перед поминальным днем все мылись в бане, потом оставляли воду, мыло и мочалки для предков. В это время в деревнях появлялись «жабракi». Их обязательно приглашали, считая, что они по своему имущественному состоянию ближе всех стоят к предкам, ушедшим в иной мир с пустыми руками. Почти к каждому дому подходил пастух. Он чаще всего говорил: «Гаспадыня, прыслалi дзяды па блiны. Свiнкi па саланiнкi, авечкi па яечкi, барашкi па соль, кароўкi па сыр». Уходил он не с пустыми руками. К этому дню готовили богатое «частаванне». 
В каждом регионе имелось свое поминальное меню. Помимо традиционных блюд на «Дзяды», в нем должны быть те, что при жизни любили предки. В прежние времена главное место на столе занимала приготовленная голова свиньи, барана или теленка. «Увiшныя гаспадынькi» готовили также сальтисон и другие деликатесы.
Количество блюд на столе должно быть нечетным. «Гаспадар», встав из‑за стола, зажигал свечу, завернутую в блин. Попробовать следовало каждую «страву», чтобы не обидеть предков. За трапезой вели «нетаропкую» беседу, вспоминали добрые дела тех, кого уже нет. Если со стола что‑то падало, то не поднимали. Любой посторонний звук, появление птицы у окна воспринимались как весть из потустороннего мира. После «вячэры» ничего не убиралось: по поверью, предки ночью будут «гасцяваць» за столом. 

ПРИМЕТА

Снега надуе — хлеба прыбудзе, вада разальецца — сена набярэцца.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter