Джульетта и духи

Похвастаться премьерой от московского постановщика может сегодня не каждый минский театр...

Похвастаться премьерой от московского постановщика может сегодня не каждый минский театр. Московская режиссура — это дорого. Даже узы нежной студенческой дружбы и общих воспоминаний сегодня не работают: все научились ценить свое время и набивать цену. Как ни дави на жалость и ностальгию, планку гонорара не снизят. И пусть иногда понтов больше, чем режиссуры, все равно московский режиссер в наших широтах — зверь диковинный и уважаемый.


Какими коврижками заманили в Витебск художественного руководителя Московского театра на Юго–Западе, народного артиста России Валерия Беляковича — неизвестно. Но факт налицо: афиша витебского театра им. Коласа пополнилась премьерой «Ромео и Джульетта» от Беляковича.


Эту трагедию Шекспира, из которой, наверное, словно из гоголевской «Шинели», выросли все современные мелодраматические сериалы, ставят часто. Иногда, как Баз Лурманн, переносят действие в наши дни в криминальную среду современной Америки. Или как Франко Дзеффирелли — стремятся к чистому стилю, пытаются создать незамутненный романтический эталон без хохм и постмодернистской натуги.


Валерий Белякович пошел по пути Дзеффирелли: его витебский «Ромео и Джульетта» полон пафоса, надрыва, патетики и стремительной, ускользающей красоты, от которой летят искры.


Для режиссуры Беляковича характерна почти оперная оптика взгляда: размашистая массовка все время пребывает в движении, передвигаясь по сцене размашисто и четко, некоторая общая преувеличенность жестов и интонаций добавляет в происходящее ощущение условности. Самый настоящий средневековый площадной театр.


«Ромео и Джульетту» режиссер принципиально ставит как спектакль большой формы со всеми вытекающими из этого желания последствиями. Это в чем–то претенциозный, но, безусловно, похвальный жест. Все тут серьезно и драматично. И дым наползает на бедную Джульетту, как мистический и таинственный туман, не сулящий ничего хорошего. И кормилица нервничает в строго положенных местах.


Если гастролировавший сутками ранее в Минске лондонский театр «Глобус», как оказалось, пытается «обнулить» Шекспира, раздеть его до последнего капустного листа, очистить от всех наросших за века водорослей и ракушек и ставит «Гамлета» как дворовую драму про местную шпану «на районе» или как «черную» комедию в духе Мартина Макдонаха, — как угодно, только не как неприкосновенную классику, то Белякович намеренно подсвечивает режиссерской лампой все выспренности и романтические виньетки шекспировской пьесы, ни в коем случае не опуская ее до бытового прочтения.


Мало того: на весь этот площадной фарш сверху он нахлобучивает музыкальный колпак в виде «Кармины Бураны» Карла Орфа, которая сегодня где только ни звучит.


Кто прав, кто виноват? Худрук «Глобуса» Доминик Дромгул, у которого Гамлета играет афроамериканец, а финальная дуэль с Лаэртом — ну вылитая разборка в каком–нибудь Бронксе? Или Белякович, сказавший решительное «нет» всяческой модернизации Шекспира? Нам остается только сравнивать и радоваться многообразию взаимоисключающих режиссерских почерков.


Не со всем в витебском спектакле я согласен. Но это, как говорится, мои проблемы. По ходу действия то замаячит Стенли Кубрик со своим шедевром «Широко закрытые глаза», то «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова Валерий Романович ставил у себя в театре в 1993 году. Там демонический Виктор Авилов («Господин оформитель», «Узник замка Иф») играл Воланда без грима.


Думаю, художнику уровня Беляковича позволительны самоцитаты. Главное, что театр поработал в новой для себя эстетике — и это бесценно. Ставилась, как уж заведено, премьера в короткие сроки, и этим сейчас никого не удивишь. Всем всегда хочется спектакля–события, но сроки — коротки. Теперь у актеров будет время распробовать все навороченное режиссером.


А чтобы у труппы не началось головокружения от успехов, уже на следующее утро после премьеры «Ромео и Джульетты» худрук театра Валерий Анисенко поволок ее, словно вздорную жену, которой нельзя давать опомниться, иначе опять накопит силы для нового скандала, в Брянск с гастролями спектакля «Похороните меня за плинтусом». В таких спартанских условиях труппа неизбежно растет над собой.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №97 (24480). Вторник, 27 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter