Джентльмены уходят по-английски

Создание ЕАЭС вызвало на Западе критику, зависть и тревогу

Корабль под названием «Евросоюз» раскачивают киты мировой экономики. Иначе и не скажешь о Германии, Франции, Италии и Великобритании, формирующих львиную долю его ВВП. Об этой опасности правительства указанных стран неоднократно предупреждал бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Сам Берлускони сейчас, как известно, вне игры — он отбывает наказание, присматривая за бабушками в приюте. А вот предсказания его сбываются.

Майские выборы в Европарламент — закономерный итог этой нестабильности. Отныне в нем будут представлены политические партии, более чем критично оценивающие перспективы существования Евросоюза. Победивший во Франции «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен и Партия независимости Великобритании как в зеркале отражают недовольство и чаяния миллионов своих соотечественников. Подчеркнем: более чем разочарованных ограничительными подходами в развитии национальных экономик, а также разрушительной миграционной политикой. Партия независимости Великобритании намерена вывести страну из зоны евроинтеграции по-английски: не попрощавшись. Такую постановку вопроса правыми силами премьер-министр Дэвид Кэмерон уже назвал кошмаром. То ли еще будет?

Евродепутаты уже диктуют свою волю: в частности, они готовы заблокировать выделение экономической помощи Украине. Здесь все понятно. Англичане умеют считать деньги налогоплательщиков и не намерены бросать их в бездонный омут регионального противостояния.

На этом фоне весьма символичным выглядит событие, вызвавшее на Западе смешанные чувства: критику, зависть и, безусловно, тревогу. В Астане главы Беларуси, России и Казахстана подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. Все понимают: пока это больше политический, нежели экономический конкурент переживающего непростые времена Евросоюза. Однако где гарантии, что союз трех не станет в ближайшие годы более притягательным интеграционным объединением, нежели его брюссельский собрат?

Александр Лукашенко жизнеспособность Евразийского экономического союза оценивает более чем оптимистично: это основа нашего будущего политического, военного и гуманитарного единства. Пока что совокупный объем экономик трех стран-участниц оценивается в 2,2 триллиона долларов. Однако к 2030 году прирост в результате объединения обещает достичь 900 миллиардов долларов. И ради достижения цели Евразийский экономический союз за ценой не постоит: уж слишком высоки ставки в условиях навязанного США однополярного мира с доминированием западных экономик. Конечно, на одном энтузиазме и заверениях мощный экономический союз не создашь. Приоритеты будут отданы исключительно прагматичным отношениям, основанным на взаимной выгоде.

А резонанс уже пошел… Обсуждают свое будущее в составе ЕАЭС Армения и Кыргызстан, присматривается Сербия. Турция, несмотря на членство в НАТО, также соизмеряет свои торгово-экономические интересы в новом интеграционном образовании.

Еврочиновники, в свою очередь, сообщение из Астаны характеризуют желчно и с неприкрытым раздражением: мол, это капкан, поставленный мистером Путиным перед бывшими постсоветскими странами. Само понятие евразийского сотрудничества они воспринимают как уход России с союзниками от западных ценностей — в смысле либерализма и демократии. Однако умалчивают, что эти пресловутые «ценности» давно стали инструментом военно-политического шантажа и экономического давления в мире. И страны ЕС к этому ой как причастны. Неспроста во время выборов в Европарламент недоверие этому курсу выразили не только вечно бастующие греки, но и сытые англичане. А это уже, простите, симптомчик.

Опасения в штаб-квартире ЕС не беспочвенны. Вот будет смеху, если в «Евразийский капкан» попросятся ущемленные члены ЕС. Такой удар ниже полюса кое-кто за океаном может просто не пережить.

Договор о Евразийском экономическом союзе подписан на фоне попыток экономической и политической изоляции России, а значит, и ее партнеров. Однако едва ли стоит увязывать этот факт с продолжением военной операции Киева на юго-востоке Украины. Без украинской экономической составляющей, подчеркивают в Брюсселе, любая альтернатива ЕС бессмысленна.

Наверное, есть правда в этих словах. Не случайно ведь наш Президент выразил надежду, что рано или поздно руководство Украины поймет, где лежит ее счастье. И не будет терять то, что по праву должно принадлежать украинскому народу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter