Корреспондент "Р" узнала, как вычислить дачного вора

Джентльмены у дачи

Чем ближе зима, тем меньше шансов застать дачников на их загородных сотках. Двери плотно стоящих друг к другу разномастных домов на замках. Вместе с начальником отдела охраны правопорядка и профилактики Могилевского РОВД Артемом Мишениным мы одну за другой прочесываем короткие улицы товарищества «Металлург»: минувшей зимой здесь было зафиксировано немало краж, а также попыток воровства.


Напоминание о бдительности не бывает лишним

— Любители легкой наживы нередко заглядывают на дачи, которые «прописались» на границе Могилевского и Чаусского районов. Добираться сюда удобно: рядом железная дорога, автотрасса, — поясняет майор  милиции. 

На одном из огородов замечаем садовода-любителя. Валентина Шумелева, отставив лопату в сторону, разводит руками: «Лично мне воров бояться нечего: дома-то нет, только участок. Приеду на один день, сделаю что надо — и назад, в Могилев». Зато у Таисии Афанасенко набралось воспоминаний о дачных грабителях. В последний раз на ее имущество злоумышленники покушались с год назад. Но успели только стекло разбить в окне веранды: муж Анатолий, к счастью,  был дома, что нежданных визитеров  и спугнуло. А вот их ближайшим соседям не повезло. Как выяснилось позже, из дачного домика поблизости вынесли немало имущества.  «Подошли тихо, со стороны леса, никто ничего и не услышал», — рассказала пенсионерка. И вспомнила, как однажды они с супругом помешали жуликам металлический сарайчик украсть. Вместе с тем, что было внутри, уточнила чета Афанасенко, он «тянул» не меньше чем на 3 тысячи долларов. Одни пчелиные домики чего стоили! Анатолий увидел, как незнакомцы грузят чужое добро на машину с помощью подъемного крана, поинтересовался: кто такие? А те в ответ: купили, дескать, сарайчик со всем содержимым. Афанасенко не поверили, позвонили владельцу, тот — в милицию. В итоге злодеев нашли. «Нам потом еще угрожали», — не скрывает Таисия. Однако запугать не смогли: однажды с другими дачниками сами поймали вора — ну и перепало же тому от возмущенных граждан! Хотя, говорят, «фазенды» обычно обставляются по остаточному принципу, ничего особо ценного там не хранится, но все равно каждая потеря ощутима. Грабители же не гнушаются ничем: телевизоры выносят, газовые плиты и даже тяпки с закатками. Причем лампочки предпочитают энергосберегающие, а электропроводку вообще могут вырвать «с мясом».   

В товариществе «Пивовар» переулки Солнечный и Весенний  оказались пусты. Не было признаков жизни и в домах на Мирной улице. Стук топора мы услышали только на другом конце длинной вереницы загородных поселков — в товариществе «Городня». Дрова колол Анатолий Новиков: «Вот уже пять лет как живу здесь постоянно. Чистый воздух, размеренный ритм — что еще надо пенсионеру?» Чтобы застраховаться от воров, подчеркнул хозяин, он установил высокий забор, а еще завел собаку. 

— Конечно, чаще всего воры посягают на те дачи, которые менее защищены. Ведь навесной замок намного проще сорвать, чем врезной. В окно без решетки тоже легче залезть, чем в то, которое укреплено, — делится наблюдениями Артем Мишенин.


Анатолий НОВИКОВ живет на даче постоянно

Условно, рассказывает, таких несунов можно поделить на две категории. В первой те, кто «работает» по-крупному. Сначала они разведывают,  в какие дома хозяева редко заглядывают, на какие дачи легче пробраться.  На дело приезжают с тачками, а то и на машинах. А как-то раз на гужевой повозке старый продавленный диван (и кому, спрашивается, такая мебель нужна?!) увезли в направлении Чаусского района. Вторая группа — в основном бомжи, в том числе судимые. Случалось, что некоторые из них даже ночевали на чужих дачах: топили печь, питались хозяйскими консервами. Некоторые, по всей вероятности, считают себя «справедливыми ворами» — могут полпачки чая себе отсыпать, а остальное оставить владельцам.

Чтобы поймать дачных воров, милиция проводит рейды, останавливает показавшихся подозрительными граждан на полустанках. Иногда в добровольные дружины записываются и сами хозяева загородных домов, однако патрулировать все улицы товарищества, причем каждую ночь, все равно не получается. Сдать дачи под охрану тоже финансово под силу не каждому. Хотя те, кто побогаче, возможностями современной техники все же пользуются, устанавливают видеонаблюдение. Некоторые из дачных грабителей по неосторожности попадали в объектив, а затем и в руки милиции. Но в целом незваных гостей найти непросто: «криминальный сезон» у них длится примерно с октября до марта, потому установить, когда именно произошла кража, трудно. Бывало, что к беспечным дачникам воры наведывались не единожды. «Человек пожаловался, что у него из бани пропали стройматериалы. Однако выводов не сделал, продолжил хранить там довольно дорогие вещи. В итоге через пару лет из той же бани увезли уже инструменты», — рассказал майор милиции.

— Всего на Могилевщине, по данным на 15 ноября, зафиксировано 1629 случаев краж из жилья — квартир, частных домов, дач, — уточнил начальник отделения информации и общественных связей УВД облисполкома Дмитрий Игнатович. — Это немного меньше, чем за такой же период 2014-го. Однако воровство на дачах по-прежнему остается одной из главных проблем. Раскрываемость таких преступлений  примерно 50 процентов, ведь зачастую о них становится известно намного позже самой кражи — тогда, когда вора давно и след простыл. По статистике, активнее всего преступники «промышляют» в садоводческих поселках Могилевского, Бобруйского, Быховского, Кличевского районов. Потому мы просим владельцев загородных домов не терять бдительность. А тех, кто остается на даче на зиму, — по возможности присматривать за соседскими домами. И о каждом подозрительном случае сообщать милиции. Ведь чем раньше будет выявлен факт воровства, тем больше шансов найти преступника.

svet.markova@gmail.com

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter