Чего ищут на чужбине гастарбайтеры?

Джентльмены на даче

Один мой знакомый, не желающий работать на заводе «за копейки», отправился на стройки в Подмосковье. Обещали серьезные деньги. Работать взялись рьяно — все–таки трудиться белорусы умеют. И что же? А ничего. Три недели, усердно вкалывая, сидели на вермишели быстрого приготовления, потому что хозяин кормил лишь завтраками и денег не давал ни рубля. В конце концов на последние деньги горе–строители взяли билеты и рванули домой. Единственной пользой от поездки стал их поучительный рассказ об опасностях, которые таит ни на какие правовые документы не опирающийся бизнес.

Фото  afon-abkhazia.org


Но не все учатся на чужих ошибках. И все равно — едут.

Андрей давно работает на подобного рода стройках, опыт имеет. У них сплоченная бригада, все мастера, все грамотные. Договорились с посредником из Москвы, собрались, поехали. Обещано было двадцать тысяч российских рублей в неделю. С прежними заработками не сравнить, но для кризиса неплохо. Приехали, отработали неделю. Получили по десять тысяч. Тут же упаковали сумки и поехали обратно. Если хозяин сразу начал обманывать, говорит Андрей, в конце, когда основной расчет, вообще кинет. Поэтому лучше не ждать, не вкалывать зря, а искать более надежный вариант. Вот и ищет. Благо зарплата жены позволяет...

Есть еще один контингент «строителей». Эти, как правило, водят тесную дружбу с зеленым змием и в дальние края не ездят, выгоняют их хозяева в два счета. И на предприятия не идут, упорно отстаивая свой свободный, весьма сомнительный образ жизни. Эти свободолюбивые кучкуются возле биржи труда, куда по утрам заезжают небедные люди и вербуют себе рабсилу на загородные стройки. Предлагают, как правило, бетонные, земляные работы, подсобный труд — то, что не требует квалификации. Платят негусто. За день хорошо если заработаешь двести тысяч рублей, а так обычно сто пятьдесят, не больше. Но и той работы нет. Как рассказал мне после вчерашнего возлияния околачивающийся возле биржи словоохотливый Толик, «сейчас наступили тяжелые времена». Работы мало, а то и совсем нет. Кризис. Если раньше, бывало, Толика забирали по два раза на день, то сейчас можно неделю зря отстоять. И какой это заработок? «Раньше в день до четырехсот тысяч мог заколотить!»

Кризис, конечно, виноват, что же еще? Перефразируя Михаила Булгакова: кризис не вокруг, а в головах. Таким, как Толик, нужно посмотреться в зеркало и, возможно, увидеть там источник своих бед.

А что профессиональные гастарбайтеры, «гастрики», как называют их в народе? Эти не теряют надежды найти какой–то идеальный вариант и всеми силами, невзирая на трудности, устремляются в дальние края. Так, наверное, когда–то искатели легких денег мчались за золотом на Аляску или в Сибирь, надеясь враз обогатиться, как бы тяжело и страшно там ни приходилось. Возраст у многих почтенный, а все равно не сидится на месте, все чего–то ищут.

Только мне в успех этих людей не очень верится.

И дома можно найти любую работу. Есть большие стройки, куда требуются рабочие руки и где можно получить вполне приличные деньги. Золотых гор не обещают, но платят достойно и, главное, честно. Да и неужели экстремальное существование может быть предпочтительнее стабильности и спокойствия?

А сколько сил, изобретательности и нервов тратят официально безработные на то, чтобы не попасть под ответственность Декрета № 3! Да, вольному воля. Хорошо, когда есть свобода выбора. Но беда, когда она бывает скорее наказанием, нежели наградой.

Сергей КУЛАКОВ, Орша.

Нашему Минску нужна Аллея Героев


Я, Николай Андреевич Печень, проживающий в Минске — городе–герое, предлагаю создать Аллею Героев Советского Союза, участвовавших в освобождении Белоруссии в годы войны 1941 — 1944 гг.

Для этого предлагаю по проспекту Победителей от гостиницы «Юбилейная» по обе стороны пешеходной части, ведущей к музею истории Великой Отечественной войны и обелиску «Минск — город–герой» и далее создать такую аллею военнослужащих, партизан, подпольщиков, награжденных Золотой Звездой за освобождение Белоруссии. Предлагаю подключиться к благому делу госорганам, Парламенту, общественным организациям, всем белорусам, проживающим за рубежом в том числе. Нужно организовать фонд сбора денежных средств для реализации проекта. При открытии этого фонда на расчетный счет я внесу 1.000 000 рублей (100 рублей по–новому) из получаемой пенсии.

Проект этот нужен нам всем. Это дело не одного дня, нужно успеть воплотить его в жизнь к 75–летию освобождения Беларуси, то есть к 3 июля 2019 года.

Аллея Героев будет символизировать поколение живущих и то поколение, которое защитило мир от фашизма и нацизма.

Н.А.ПЕЧЕНЬ, Минск.

Амортизация веника


Сегодня много говорят о новых правилах уборки подъездов. Вот как мне это видится на примере моего 4–этажного 4–подъездного дома, где по 3 квартиры на площадке и прописано примерно 80 человек. Итак, умножаем это число на тариф 5.300 — получаем 424 тысячи рублей в месяц за 10 уборок в одном доме. Чтобы получить 4.240.000 в месяц, надо совершить 100 уборок, то есть убрать 10 подъездов по 10 раз. В месяце в среднем 24 рабочих дня. Делим 100 уборок на 24. Получаем примерно 4 уборки в день. В стране установлен 8–часовой рабочий день. На уборку в подъезде приходится, таким образом, 2 часа. Хорошо, из этой суммы можем вычесть налоги, которые платит ЖКХ, и амортизацию веника, совка, ведра, тряпки — других средств для уборки в упор, извините, не наблюдалось никогда! Однако работнику (если он хочет заработать — работают же учителя, врачи на полторы–две ставки!) можно предложить убирать не 10 подъездов в месяц, а больше, учитывая, что для уборки четырех этажей 2 часа слишком уж много. Но и 4.240.000 — это деньги, за которые учителю или врачу приходится не только вкалывать, но еще и нести персональную ответственность за каждого человека! А за что отвечает уборщик подъезда? И как организовывает его труд начальник, за что сам получает зарплату? Не потому ли в ЖКХ постоянно плачутся про отсутствие средств, что просто не могут качественно все посчитать и качественно на каждом этапе и в каждом углу организовать свою работу?

Фото  Артура  ПРУПАСА

Кто из нас наблюдал уборщика подъезда хотя бы раз в неделю в течение двух часов? Я за сорок лет проживания ни разу! У нас подъезд убирается всегда с предварительным скандалом и в течение пяти минут. Все делается спустя рукава: в углах грязь, стены не протираются, паутина не снимается, перила не моются, к окнам тряпкой не притрагивались лет 20. Лишь разгоняют пыль (а теперь только убирается случайный мусор). Скажите, сколько можно скандалить? 10 раз в месяц? Мы платим те деньги, которые установило государство. Отказаться от этой услуги люди не могут, так как в доме большое количество пенсионеров, которые не в состоянии мыть стены и окна, драить площадки и ступеньки... Для полноты картины сообщу: с января у нас была 2 раза якобы влажная уборка (со скандалом) и 2 — 3 раза сухая. Мы пишем директору ЖКХ — нам в ответ: уборка осуществляется и сухая, и влажная, висит график (где, замечу, указана периодичность уборки, но не даты, как мы того требовали), что «в целях снижения затрат предприятия на санитарное содержание вспомогательных помещений с 01.05.2016 г. установлена следующая периодичность уборки: сухая уборка — 1 раз в неделю, влажная — 1 раз в месяц». А какие основания? И как это понимать, если тариф 5.300 был установлен исходя из 10 уборок в месяц, а не 5? Причем нам указывают: «оплата предъявляется... по фактически сложившимся затратам на выполнение данных видов работ, включая затраты на сырье и материалы, общехозяйственные и общепроизводственные расходы». Что имеется в виду? Мы, жильцы, не видим никакого сырья, материалов и так далее! Как и нормальной работы системы ЖКХ.

Татьяна МАТВЕЕВА, Полоцк.

Советская Белоруссия № 129 (25011). Четверг, 7 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter