Как новый статус Крыма сказался на культурной политике полуострова?

Джаз, море, солнце, Коктебель

Как новый статус Крыма сказался на культурной политике полуострова? Об этом рассуждает наш корреспондент, побывав на фестивале Koktebel Jazz Party.

Вся жизнь крымчан и тех, кто просто любил отдыхать в этом волшебном месте, теперь делится на до и после Референдума 16 марта. Вопросов было и остается много относительно всего, что связано с переподчинением Крыма, – это вопросы собственности, гражданства, поставок продовольствия, водоснабжения, транспортного сообщения с материком в условиях политической напряженности между Россией и Украиной. Но кроме самых насущных вопросов были и другие, связанные с культурной жизнью полуострова, в частности с судьбой музыкальных фестивалей. Самыми известными музыкальными фестивалями на территории Крыма до сих пор были «Каzантип» и «Джаз-Коктебель».

«Каzантип» продолжил свою жизнь, состоявшись, как и раньше, в августе, на том же месте возле поселка Поповка. Но по поводу него беспокойства было меньше – бессменный президент «Каzантипа» Никита Маршунок – российский гражданин, москвич. С «Джаз-Коктебелем» все сложнее. 12 лет назад, в 2003 году, его основали друзья и единомышленники из двух стран – Дмитрий Киселев из России, Лилия Млинарич и Владимир Соляник из Украины. Время шло, фестиваль набирал обороты, превращаясь из бесплатного баловства счастливой публики в солидный самоокупаемый проект. Постепенно Киселев отошел в сторону, не претендуя на руководство и закрепив за собой статус идейного вдохновителя. Владимир Соляник, будучи известным украинским джазменом и имея творческие амбиции, организовал в 2008 году свой джазовый фестиваль Live in Blue Bay, который и по сей день проходит все в том же Коктебеле в первую неделю сентября. Таким образом, с 2008 года Лилия Млинарич, имевшая уже большой опыт работы как топ-менеджер, сконцентрировала нити управления в своих руках. С ней выросла команда фестиваля и оформилась его обновленная концепция – как фестиваля не только джазовой, но и мировой музыки (world music). Это, безусловно, расширило его рамки и во многом облегчило судьбу, поскольку чистый, рафинированный джаз сейчас явление довольно редкое и не такое востребованное у меломанской публики, как его многочисленные «дети» – новые стили музыки, замешанные на джазе или просто родственные ему. Фестиваль демонстрировал свою жизнеспособность,
у него появились завсегдатаи и среди слушателей, и среди музыкантов. Поэтому у многих, кто бывал хотя бы однажды в Коктебеле в бархатный сезон, самопроизвольно возникал вопрос: «А что теперь будет с «Джаз-Коктебелем»?»

К счастью коктебельцев и любителей послушать хорошую музыку, на берегу Черного моря решение нашлось. Фестиваль продолжил свое существование. Команда Лилии Млинарич сохранила название «Джаз-Коктебель», ставшее уже брендом, и освоила новую локацию на берегу Черного моря, но не в Коктебеле, а под Одессой в Затоке. Произошло это по политическим причинам, поскольку работать украинским гражданам на территории Крыма сейчас означает «сотрудничать с оккупационным режимом», что влечет для них самые неблагоприятные последствия.

Но и Коктебель сохранил джаз на своих пляжах! В условиях новой реальности Дмитрию Киселеву как прародителю пришлось вновь заняться опекой своего детища. Сохранив приятельские отношения, Лилия и Дмитрий договорились, что фестиваль в самом поселке Коктебель возьмет другое имя во избежание путаницы. С подачи самой Лилии – отныне он называется Koktebel Jazz Party (с англ. party – вечеринка). Эти договоренности были достигнуты в апреле, и с того времени началась организационная работа.

По иронии судьбы, несмотря на крайнюю напряженность в российско-американских отношениях в последнее время, состав фестиваля оказался в большей степени российско-американским, чем европейским, если сравнивать его с предыдущими годами. Конечно же были представлены артисты из Европы и других частей света, и это были блестящие музыканты. Например, Club des Belugas – великолепная команда из Германии с потрясающе харизматичной вокалисткой Брендой Бойкин, зажегшая публику не на шутку, вопреки стереотипу о немецкой сухости представила одно из самых эмоциональных выступлений. Или британский коллектив Alex Hutchings Band, сыгравший очень достойно, несмотря на молодость и бесшабашную внешность.

В  целом программа фестиваля стала менее эклектичной и более джазовой. В составлении фестивального лайн-апа организаторы были строги, отбирая только джаз и самые близкие к нему околоджазовые стили. По их словам,  это было коллективное решение, и именно таково видение уже обновленного фестиваля Koktebel Jazz Party от Сергея Головни, Михаила Иконникова и Дмитрия Киселева.

Елена БОЛДЫРЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter