Вся жизнь крымчан и тех, кто просто любил отдыхать в этом волшебном месте, теперь делится на до и после Референдума 16 марта. Вопросов было и остается много относительно всего, что связано с переподчинением Крыма, – это вопросы собственности, гражданства, поставок продовольствия, водоснабжения, транспортного сообщения с материком в условиях политической напряженности между Россией и Украиной. Но кроме самых насущных вопросов были и другие, связанные с культурной жизнью полуострова, в частности с судьбой музыкальных фестивалей. Самыми известными музыкальными фестивалями на территории Крыма до сих пор были «Каzантип» и «Джаз-Коктебель».
«Каzантип» продолжил свою жизнь, состоявшись, как и раньше, в августе, на том же месте возле поселка Поповка. Но по поводу него беспокойства было меньше – бессменный президент «Каzантипа» Никита Маршунок – российский гражданин, москвич. С «Джаз-Коктебелем» все сложнее. 12 лет назад, в 2003 году, его основали друзья и единомышленники из двух стран – Дмитрий Киселев из России, Лилия Млинарич и Владимир Соляник из Украины. Время шло, фестиваль набирал обороты, превращаясь из бесплатного баловства счастливой публики в солидный самоокупаемый проект. Постепенно Киселев отошел в сторону, не претендуя на руководство и закрепив за собой статус идейного вдохновителя. Владимир Соляник, будучи известным украинским джазменом и имея творческие амбиции, организовал в 2008 году свой джазовый фестиваль Live in Blue Bay, который и по сей день проходит все в том же Коктебеле в первую неделю сентября. Таким образом, с 2008 года Лилия Млинарич, имевшая уже большой опыт работы как топ-менеджер, сконцентрировала нити управления в своих руках. С ней выросла команда фестиваля и оформилась его обновленная концепция – как фестиваля не только джазовой, но и мировой музыки (world music). Это, безусловно, расширило его рамки и во многом облегчило судьбу, поскольку чистый, рафинированный джаз сейчас явление довольно редкое и не такое востребованное у меломанской публики, как его многочисленные «дети» – новые стили музыки, замешанные на джазе или просто родственные ему. Фестиваль демонстрировал свою жизнеспособность,
у него появились завсегдатаи и среди слушателей, и среди музыкантов. Поэтому у многих, кто бывал хотя бы однажды в Коктебеле в бархатный сезон, самопроизвольно возникал вопрос: «А что теперь будет с «Джаз-Коктебелем»?»
К счастью коктебельцев и любителей послушать хорошую музыку, на берегу Черного моря решение нашлось. Фестиваль продолжил свое существование. Команда Лилии Млинарич сохранила название «Джаз-Коктебель», ставшее уже брендом, и освоила новую локацию на берегу Черного моря, но не в Коктебеле, а под Одессой в Затоке. Произошло это по политическим причинам, поскольку работать украинским гражданам на территории Крыма сейчас означает «сотрудничать с оккупационным режимом», что влечет для них самые неблагоприятные последствия.
Но и Коктебель сохранил джаз на своих пляжах! В условиях новой реальности Дмитрию Киселеву как прародителю пришлось вновь заняться опекой своего детища. Сохранив приятельские отношения, Лилия и Дмитрий договорились, что фестиваль в самом поселке Коктебель возьмет другое имя во избежание путаницы. С подачи самой Лилии – отныне он называется Koktebel Jazz Party (с англ. party – вечеринка). Эти договоренности были достигнуты в апреле, и с того времени началась организационная работа.
По иронии судьбы, несмотря на крайнюю напряженность в российско-американских отношениях в последнее время, состав фестиваля оказался в большей степени российско-американским, чем европейским, если сравнивать его с предыдущими годами. Конечно же были представлены артисты из Европы и других частей света, и это были блестящие музыканты. Например, Club des Belugas – великолепная команда из Германии с потрясающе харизматичной вокалисткой Брендой Бойкин, зажегшая публику не на шутку, вопреки стереотипу о немецкой сухости представила одно из самых эмоциональных выступлений. Или британский коллектив Alex Hutchings Band, сыгравший очень достойно, несмотря на молодость и бесшабашную внешность.
В целом программа фестиваля стала менее эклектичной и более джазовой. В составлении фестивального лайн-апа организаторы были строги, отбирая только джаз и самые близкие к нему околоджазовые стили. По их словам, это было коллективное решение, и именно таково видение уже обновленного фестиваля Koktebel Jazz Party от Сергея Головни, Михаила Иконникова и Дмитрия Киселева.
Елена БОЛДЫРЕВА