Дышите глубже. Выхлопными газами...

Какого городского жителя удивит проскочивший прямо перед носом и оставивший за собой серое облако выхлопных газов автомобиль? Проехал, не задел — ну и ладно. Поморщились — пошли дальше. А ведь по дорогам Беларуси курсирует более 2,6 миллиона транспортных средств, которые выбрасывают в атмосферу до 900 тысяч тонн вредных веществ (в то время как стационарные источники — предприятия — всего 381). «Сегодня именно транспортный комплекс нашей страны, — подтверждает заместитель начальника специнспекции госконтроля за охраной атмосферного воздуха Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ирина Комоско, — является основным загрязнителем атмосферы».
Правда, по словам Ирины Викторовны, в этом вопросе наметилось некоторое улучшение. Бум пришелся на 1998 год, когда количество транспорта по республике увеличилось на 10 процентов за год. А следовательно, возрос и объем выбросов в атмосферу. Потом рост замедлился — за прошлый год, например, число автомобилей увеличилось лишь на 4 процента. Конечно, эти данные зависят от конъюнктуры авторынка, но... Результат, как говорится, налицо. Изменяется ситуация и благодаря тому, что в последнее время все больше приобретается современных машин, которые снабжены более экономичными двигателями, системами нейтрализации отработанных газов двигателя. Однако если 2001—2002 годы прошли под знаком стабилизации, то теперь снова есть тенденция к увеличению количества вредных выбросов, причем главным источником загрязнения становится общественный транспорт. Массовое внедрение систем нейтрализации на муниципальном транспорте проводилось в свое время правительством Москвы. Это потребовало значительных капиталовложений, но существенно ситуацию с атмосферным воздухом не изменило. Кроме того, если транспортные средства очень старые, как наши «икарусы», тут мало что поможет. Нейтрализатор, каким бы он ни был, — мера временная. Самый эффективный метод, конечно, обновление транспортного парка. «Отечественные нейтрализаторы, — рассказывает Ирина Комоско, — разработаны институтом «Транстехника», но их производство пока требует больших затрат. Кроме того, они достаточно дороги. Радикальной мерой борьбы с загрязнением атмосферного воздуха является создание экономичного двигателя, замена моторного топлива на иное, имеющее высокие экологические показатели, и так далее». Наиболее актуальны проблемы загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспортных средств в крупных городах. Вместе с тем в большом городе и финансовых возможностей больше. Например, горисполком в Минске берет на себя много вопросов, как с тем же сотым маршрутом, куда поставлены автобусы с современными двигателями, соответствующими стандарту «Евро-1». Не менее важную роль играет и топливо, по улучшению качества которого ведется большая работа. Если раньше его выпускали в соответствии со стандартом 1982 года с содержанием серы до 0,2 процента, то сейчас Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы выпускают дизельное топливо с содержанием серы 0,035. Повысилось и качество бензина — ведь предприятия заинтересованы в том, чтобы выйти со своей продукцией на мировой рынок. Одним из немаловажных факторов, влияющих на загрязнение атмосферы городов, является рациональная организация дорожного движения. Чтобы сократить поездки автомобилей по городу, а значит, уменьшить нагрузку на экологию, в городах строятся супермаркеты, рынки. А большие торговые терминалы, как «Ждановичи», и вовсе выносятся за пределы города, чтобы не допускать в центр большегрузный транспорт. Одним из методов, заложенных в защитные программы генплана развития того же Минска, является строительство 2-го и 3-го транспортных колец. Недавно отстроенная кольцевая уже взяла на себя большую нагрузку, практически выйдя на свою проектную мощность. И все же... Нагрузка на город ложится большая. Согласно исследованиям «БелдорНИИ», распределение загрязняющих веществ от автотранспорта идет на расстоянии до 40 метров от края дороги. А ведь некоторые дороги находятся в соседстве с жилыми домами. Кроме воздуха, от транспорта страдают и придорожные земли, воды, наносится урон растительному и животному миру. Самый простой и дешевый способ снизить это вредное влияние — высадка специальных зеленых полос из деревьев с кустарниками. Исследования, проведенные во Франции на участке одной из дорог, показали, что после дождей и таяния снега сточные воды, которые поступают в близлежащие реки, загрязнены вредными веществами, в том числе углеводородными соединениями со свинцом. Для предупреждения загрязнения водоемов и грунтовых вод строятся специальные бассейны для сбора сточных вод. В последние годы и в России стали применять системы по очистке сточных вод на крупных мостовых сооружениях и развязках. В Беларуси же пока идет речь о проведении исследований, чтобы определить уровень концентрации веществ в стоках вблизи рек. Почвы вдоль автодорог загрязняются также тяжелыми металлами. Исследования РУП «БелдорНИИ» показали, что на расстоянии от 5 до 75 метров от края магистрали обнаруживается свинец, кадмий, цинк и другие металлы. Опасность, по мнению специалистов, заключается в том, что из почв через растения и дальше по пищевой цепочке эти металлы могут влиять даже на биологическое равновесие в живых организмах. Все это, заверили в Минприроды, теперь учитывается при строительстве новых магистралей. Кстати, в прошлом году министерство финансировало серьезную работу по определению концентрации загрязняющих веществ для магистралей типа Минск—Брест. Вместе с тем владельцы автотранспорта иногда на экологов обижаются: мол, выдумывают всякие глупости, только дополнительные сложности создают. А ведь, согласно проводимым исследованиям, у людей, работающих в центре города, перенасыщенном выхлопными газами, самочувствие ухудшается. Кроме того, есть факты по травматизму среди водителей, когда люди вне стрессовой ситуации вдруг выезжают на полосу встречного движения... «А объясняется это тем, — говорит Ирина Комоско, — что в крови водителя со временем могут накапливаться вредные вещества, поступающие в организм при дыхании. Когда их собирается критическая масса, то возможно резкое ухудшение самочувствия, даже потеря сознания. Поэтому борьба за чистоту воздуха касается не только экологов и дорожников, но и владельцев автомобилей». В сравнении со странами-соседками, отметили в Минприроды, мы выглядим неплохо. Во-первых, у нас нет такой критической загрузки, как в столицах европейских государств, где количество транспорта на тысячу жителей доходит до 800 единиц. Этот показатель по Минску в 2003 году был 240 (в среднем по республике — 208 единиц). С другой стороны, недалек тот день, когда этот показатель вырастет. «Мы к этому уже готовимся, — говорит Ирина Викторовна. — Может быть, мы где-то отстаем в техническом оснащении, однако опыт стран, уже столкнувшихся с этой проблемой, дает нам возможность не повторять чужих ошибок».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter