Редкая операция в РНПЦ «Кардиология»: к сосудам присоединили механическое сердце

Дышать стало легко

После ковида у Николая Аскальдовича серьезно ухудшилось здоровье. Самую большую нагрузку перенесло сердце. Сейчас оно не работает, но появилось второе — механическое. Находится в небольшой сумке, выглядит как портативное устройство, присоединенное к сосудам. Это пока единственный выход для пациента. Сложнейшее вмешательство выполнили в РНПЦ «Кардиология», оперировал заместитель директора центра известный кардиохирург Сергей Спиридонов.

Врач — анестезиолог-реаниматолог Марина Черневская и Николай Аскальдович.

У 62‑летнего Николая проблемы со здоровьем начались полтора года назад. А триггером, убежден пациент, стал ковид:

— В течение месяца болел дважды. Была небольшая температура, внезапно потерял сознание, ударился головой. Виноват, что поздно обратился к врачам… Продолжал работать по восемь часов ни на что невзирая.

Мужчина до недавнего времени преподавал в Щучинской детской школе искусств игру на гитаре и балалайке. Сейчас на второй группе инвалидности:

— Ровно через неделю после ковида у меня случился обширный инфаркт. Скорая приехала оперативно. В Гродненском областном клиническом кардиологическом центре достали тромб. И я снова встал на ноги!

Но сердце со временем слабело, фракция выброса крови уменьшалась, зашкаливала легочная гипертензия. Стало слишком тяжело дышать.

— Лечился сначала медикаментозно, но это не приносило особых результатов, — вспоминает Николай. — Продолжалась одышка. Согласился на трансплантацию сердца, но с моей группой крови и другими показателями не так просто подобрать донорский орган. Нужно ждать, а ждать не было ни сил, ни времени.

Тогда врачи предложили другой способ: подключить к сосудам специальный аппарат — левожелудочковую систему вспомогательного кровообращения. Это своего рода искусственный насос, второе сердце, только механическое. Обычно левый желудочек закачивает кровь в аорту и гонит ее по всему телу. В случае тяжелой сердечной недостаточности орган настолько ослаблен, что не справляется с этой работой.

— Тогда выручает LVAD, проще говоря, левожелудочковый обход, — объясняет врач — анестезиолог-реаниматолог кардиологического отделения № 2 Марина Черневская. 
— Устройство помогает восстановить нормальный ток крови и используется как мост к трансплантации. Если пациент не может дождаться донорского сердца, мы стараемся отсрочить пересадку и установить механическое.
Раньше LVAD был большим, его приходилось возить в тележке, а сейчас это портативное устройство в сумке, словно от ноутбука.

— Родное сердце с пациентом больше не «сотрудничает», — уточняет Марина Черневская. — Вместо него механическое устройство, которое надо исправно заряжать и носить повсюду с собой. Но это мелочи, ведь Николай чувствует себя значительно лучше.

В нашей стране с левожелудочковым обходом живут 10 пациентов. Адаптируются, привыкают, без проблем дожидаются пересадки, а иногда и вовсе от нее отказываются. Благо с такой установкой ходить можно долго. Одному из пациентов, которому недавно имплантировали донорское сердце, LVAD прослужил дольше восьми лет.

— Единственный минус — высокая вероятность инфицирования поверхности, — уточняет Марина Черневская. — Сквозной провод из груди к аппарату фиксируем специальным пластырем. Стараемся продумать все, чтобы пациент жил комфортно.

Устройство весит 3,5 килограмма. Благодаря ему у Николая больше нет одышки, даже когда двигается довольно быстро. Мужчина признается:
— Кланяюсь перед врачами. У них очень гуманная, сложная и ответственная работа. Подарили мне вторую жизнь! А еще спасибо за поддержку родным. У меня большая семья: жена, двое детей, трое внуков. Каждый день звонят, беспокоятся. Это мой лучший стимул выздороветь.
basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter