Курить или не курить?

Дымовая завеса

Курить или не курить? Этот вопрос сродни гамлетовскому: быть или не быть здоровью нации. В 2013 году разработан жесткий антитабачный закон, способствующий внедрению Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Как и многие подобные, он включает запреты на курение в закрытых общественных местах и исключает скрытую рекламу табачной продукции, а также предполагает повышение стоимости сигарет. Но документ пока не принят.



Хотя это не значит, что страна не ведет активную борьбу с курением. Предпринимаемые усилия с целью отучить граждан от губительной привычки очевидны: постепенный рост цен, ограничение демонстрации и расширение зон, свободных от курения. Эти лежащие на поверхности меры оказались достаточно действенными: с 2001 года доля курящего населения сократилась с более чем 40 до 30,5 процента в 2012-м и теперь находится на уровне многих европейских стран: Польши, Франции, Германии. С подушевым потреблением сигарет ситуация не столь оптимистична, однако оно все же ниже, чем в России и Украине.

Не запретом единым

Однако курительные санкции эффективны только до определенного момента. Показателен в этом смысле опыт Франции. Тамошние законодатели, вдохновившись первыми успехами запретительных мер на поприще борьбы с вредной привычкой, решили продолжить усложнять жизнь курильщикам: вдыхать дым было запрещено практически повсеместно, для нарушителей – суровые штрафы. Казалось, окончательная победа над пагубной манерой поведения уже близка. Но в конце 2012 года, спустя пять лет после введения драконовских санкций, счетная палата Франции отчиталась о полном провале кампании: число курильщиков не только не сократилось, как того ожидали авторы программы, но и, наоборот, возросло.

Совершенно другим путем пошла Великобритания. Там в курильщиках увидели в первую очередь больных людей, зависимых от табачного дыма, а не злостных нарушителей общественного порядка. В стране были созданы линии психологической поддержки. Желающим распрощаться с зависимостью предлагались альтернативные способы расслабиться, наглядно демонстрировалось, какой удар по кошельку наносит курение. На сайте национальной службы здравоохранения Великобритании перечислено множество способов, как бросить сигарету, включая гипнотерапию и даже медикаментозное лечение, причем в большинстве своем все это бесплатно. Результат: в стране курит меньше 20 процентов населения. Еще ниже этот показатель в Австралии. Там решились на более радикальные меры. В дополнение к высоким ценам и многочисленным запретам нанесли удар по привлекательности курения как процесса: с декабря 2012 года вся табачная продукция продается в одинаковых пачках без каких-либо логотипов. Покупателям демонстрируются ужасные последствия зависимости. О результатах пока судить рано, однако австралийцы уже отмечают растущее число желающих завязать с нехорошей привычкой.



Ловкий пиар

Есть и еще одна социально важная сфера, откуда давно пора убрать сигареты. В 30-е годы, когда в кино появился звук, кинорежиссерам внезапно потребовалось чем-то занять героев во время длинных диалогов. На выручку пришли маркетологи табачных компаний: предложили деньги за то, чтобы персонажи курили. В результате сейчас сложно представить героев многих классических фильмов без сигареты в руках. Да и не только фильмов: к концу прошлого столетия табачным дымом оказались охвачены практически все сферы деятельности. Хемингуэй, Черчилль, Фрейд, Че Гевара и многие другие исторические личности в массовом сознании оказались плотно ассоциированы с курением.

Наверняка существует только один способ разорвать эту порочную связь. Максимально обезличить табачную продукцию, убрав любые логотипы с пачек. И свести на нет все усилия маркетологов, сделавших сигареты частью имиджа успешного бизнесмена или творческой личности. Ведь, если верить рассказам знакомых, именно на ассоциации с той или иной торговой маркой строится большая часть получаемого удовольствия. В пользу этого свидетельствует и нехитрый эксперимент, проведенный однажды моими университетскими товарищами. Суть проста: испытуемому завязали глаза и дали по­пробовать три сигареты. Его задача – определить, к какому бренду относится каждая из них. В такой ситуации грех было не подшутить над приятелем: ему предложили три одинаковые марки. В итоге дегустатор мало того что не догадался о подвохе, так еще и не угадал ни с одной из попыток, чьим табаком ему давали затягиваться.

Пора б и нам

Продавцы табака постарались на славу: сигареты прочно проникли в кинематограф, придуманы запоминающиеся рекламные образы и хитрые способы, как заставить людей запечатлеть в памяти яркие логотипы крупнейших компаний. Правительства многих стран подобную активность взяли на заметку, существенно ограничили и стараются направить методы пиара против самих же производителей табака. Не пора ли и нам озаботиться не только запретами на курение в общественных местах, которые, кстати, еще и слабо соблюдаются, но и применением обкатанных другими более креативных приемов? Согласитесь, цель – сохранение здоровья нации – этого стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter