Дымовая завеса

Формально с курением мы боремся...

Формально с курением мы боремся. Объявлены территории, где с сигаретой лучше даже не показываться. Например, в Минске табак вне закона в детском парке имени Горького, зоопарке, ботаническом саду, парковой зоне микрорайона Малиновка, парке развлечений «Дримленд», около Белорусского государственного педагогического университета и во многих других местах. Штрафы за несанкционированное курение увеличились в восемь раз — до четырех базовых величин. Но в действительности тротуары по–прежнему усыпаны окурками.


Недавно в список зон, свободных от курения, вошел и Александровский сквер. Все, казалось бы, идет к тому, что в скором времени нас оградят от тех, кто отравляет дымом воздух. Но нам, увы, пока далеко до Лондона, где курильщиков не хотят видеть ни в кафе, ни на улицах. Официально сквер был признан зоной, свободной от курения, 13 августа прошлого года. Видимо, дата оказалась символической: дело не заладилось с самого начала. Эпидемиологи до сих пор не могут перейти от написанного на бумаге к практике. В парке не установлены информационные знаки — таблички, на которых изображены перечеркнутые сигареты. И курить здесь продолжают до сих пор.


— Поскольку парк является историко–культурной ценностью, появление любой таблички нужно согласовывать с управлением по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры, — посвящает в сложности, с которыми пришлось столкнуться, заведующая санитарно–эпидемиологическим отделом Ленинского района Нина Заяц. — Первый этап мы уже прошли: разрешение на установку информационных знаков получено. Однако сейчас идет активное обсуждение того, как они будут выглядеть и где располагаться. Сколько это займет времени, с уверенностью никто не скажет.


Получается, нет знаков — нет контроля. Запрет не действует! Какие претензии могут быть у сотрудников милиции к прохожему, затянувшемуся сигареткой в сквере, если он может резонно ответить, что был не в курсе?


А вот еще пример. Около многих учреждений и организаций установили специальные беседки для курения. Только туда идут не все. К примеру, студенты Белорусского государственного педагогического университета, будущие учителя, продолжают «стрелять» сигарету за сигаретой в перерывах между занятиями прямо на крыльце учебного заведения. Хотя там на видном месте висит табличка: «Курение запрещено». Им делают замечания, но, похоже, фраза «если очень хочется, то можно» воспринимается тут как руководство к действию.


В то же время во дворике учебного корпуса есть специальная зона для курения: установлены урны, лавочки. Но пользуются ею далеко не все. Такая же ситуация по соседству — во внутреннем дворике главного корпуса Белорусского государственного университета. «Курилка» есть, а проку нет. Ощущение, что студенты нарочно зажигают сигарету прямо на крыльце, заставляя выбегать вахтеров и охрану. Пока грозный дядька не гаркнет на образованную молодежь, не доходит! А за каждым ведь не уследишь...


На днях гуляла в парке Горького. Прошлась по аллее, кое–где в подтаявшем снегу можно было разглядеть окурки — значит, продолжают дымить. А юноша с сигаретой, которому я попыталась сделать замечание, искренне недоумевая, ответил: «Нельзя курить? А я и не знал». Между прочим, запрет на курение в этом парке действует с 2003 года. Неужели за семь лет горожане так и не запомнили, что здесь зажигалкой лучше не щелкать?


Ну а что милиция, ведь она должна следить в том числе и за этим? В Октябрьском РОВД Минска вспомнили: за последнее время было составлено несколько протоколов на курильщиков. Чаще всего попадались студенты, которые дымили в общежитиях.


— Если вы подожгли сигарету прямо под табличкой «Курение запрещено», к вам подойдет сотрудник милиции и попросит ее затушить. Но протоколы составляются в редких случаях, когда игнорируются предупреждения, — признает пресс–офицер Октябрьского РУВД Сергей Чеботарев.


Таким курильщикам придется раскошелиться приблизительно на 140 тысяч рублей. Сумма немаленькая, но дело в другом: у нас искренне недоумевают, почему нельзя пройтись с сигаретой по бульвару или проспекту, я же на улице?! А парки и скверы? Это ведь общественные места, где прогуливаются люди, не желающие дышать отравленным воздухом. Почему же здесь продолжают дымить? Видимо, пока запрет формальный, дело не сдвинется с мертвой точки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter