Дымовая завеса

Оптовую торговлю сигаретами отдадут исключительно госпоставщикам?

Сигареты и здоровый образ жизни, несомненно, почти не совместимы. Насколько дым вреден для здоровья — вопрос медицинский и философский. Но с экономической точки зрения вредные привычки представлены целой отраслью.

Она, кстати, обладает и социальным значением.  Два  отечественных производителя табачной продукции и импортеры — одни из лидеров по платежам в бюджет. Отчисления измеряются десятками миллиардов. Но сегодня этот рынок переживает время глобальных перемен. Сначала этого года дважды повышались акцизы, а также цены на готовую продукцию, которые утверждает Министерство экономики. Росли и издержки: стоимость сырья на мировых рынках выросла за последние месяцы. И значительно. К тому же над «табачниками» дамокловым мечом висит вероятность изменения правил реализации продукции.

Сейчас снова появились слухи о том, что оптовую торговлю этой продукцией сконцентрируют в руках исключительно государственных поставщиков…

Идея  сориентировать  весь опт на крупных государственных компаниях в принципе не нова. В прошлом году такой  ход  конем  пытались  реализовать за счет импортной продукции. Были даже приняты соответствующие решения. Правда, их вскоре отменили. Государственные оптовики не смогли «переварить» объемы импортных поставок — около 100 млн.  штук в месяц. Тем более маловероятно, что им удастся справиться со всеми поставками. Это уже около 1,5 млрд. штук  продукции ежемесячно.

Реализация табачной продукции — палка о двух концах. Для оптовиков «табачка» — лакомый кусок. Законодательство дает возможность делать 6-процентную оптовую надбавку. Процент — приличный, учитывая, что по многим продуктовым товарным позициям продовольственным базам приходится работать на более скромных условиях. Кроме того, эта продукция обладает достаточно стабильным спросом, отличается хорошей оборачиваемостью — в среднем 7—10 дней. Красота, если бы не одно «но»: чтобы успешно работать в этой области, необходимо обладать хорошей, отлаженной товаропроводящей сетью.

Лицензии на торговлю табачной продукцией имеют 12-13 тыс. магазинов, киосков  и  других  объектов торговли. И  во многие торговые точки «дым в упаковке» необходимо доставлять к дверям. 

Возникает вопрос наличия собственного транспорта у оптового звена, наличия договорных отношений. Когда ограничили количество импортеров, возникла и другая проблема — оборотные средства. Чтобы работать с оптовой «табачкой» в крупных масштабах, необходимо обладать значительными финансами : либо собственными, либо иметь доступ к недорогим кредитным ресурсам.

Надо отметить, что в Беларуси оптовые позиции уже давно распределились между основными участниками рынка. Из 20 млрд. штук продукции, потребляемых в республике, около 3,5 млрд. реализует через собственную структуру прямых продаж «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани». У этой компании заключены договоры  на поставку с 7,5 тыс. розничных торговых точек, в сбытовой структуре трудится 150 человек. Аналогичной структурой обладает и другой производитель — «Табак-инвест». Разве что по количеству обслуживаемых магазинов он выглядит поскромнее. В последние годы активизировалась и Гродненская табачная фабрика «Неман», которая успешно развивает собственную товаропроводящую сеть и уже реализует через нее более 16 % своих торговых марок.

Полтора десятка крупных государственных оптовиков «закрывают» потребности около 5 тыс. торговых точек. Также существует и 2-3 десятка небольших частных компаний и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются оптовыми поставками. У них есть свой определенный круг постоянных клиентов, но погоды на рынке они не делают. Все оптовики так или иначе долгое время успешно уживались на рынке. И слухи о возможном изменении правил игры многих взбудоражили.

Возможно, ведущие производители-оптовики в одном лице не ломали бы себе сильно голову и переложили проблемы товаропроводящей сети на плечи государственных специализированных компаний. Но возникает другой вопрос: смогут ли эти оптовые звенья на современном этапе обслужить рынок?! Будет ли достаточно квалифицированного персонала, транспорта, финансовых средств? Конечно, монополия на опт позволит государственным компаниям заработать дополнительно несколько миллионов долларов. Сумма весьма привлекательная. Но необходимы же соответствующие ресурсы, чтобы эти деньги освоить.

А ситуация с реализацией табачной продукции уже сложилась весьма непростая. Нынешняя система в определенном роде пробуксовала, поэтому образовались значительные складские запасы. В частности, приличные объемы продукции под торговыми марками ГТФ «Неман» ждут своего потребителя. В том числе и на оптовых складах государственных компаний. Даже стали муссироваться слухи о том, что гродненская фабрика может на некоторое время остановиться, чтобы избавиться от запасов готовой продукции.

Конечно, резкие метаморфозы в объемах продаж и производства — следствие серьезных изменений на рынке. Повышение акцизов, цен, другие перипетии выбили из колеи  и потребителей, и розницу с оптовым звеном. Впрочем, такие колебания в создавшихся условиях возможны. Но практика показывает: табачный рынок весьма консервативен. На нем могут быть кратковременные всплески и «провалы», но его структура, доли торговых марок в общем потреблении изменяются не вдруг, а на несколько процентных пунктов в год. Конечно, если не происходит резких административных вмешательств. Как, например, быстрый передел оптового рынка.

В прошлом году право на оптовую торговлю импортной табачной продукцией государственными организациями было закреплено постановлениями ведомственного уровня. Когда склады оптовиков заполнились, оборотные средства начали вымываться и стало понятно, что идея оказалась не самой лучшей, — решение быстро отменили. К тому же закрепить приоритет за государственными компаниями в этом сегменте можно только документом высокого юридического статуса. Например, внесением изменений в соответствующий Декрет Президента. Такие нормативные акты готовятся и изменяются долго. Возникнут на розничном рынке перекосы —  вернуть все обратно будет не так уж и просто, потребуется несколько месяцев, а за это время производители успеют понести убытки…

Возможно, революционные решения сегодня не принесут большой пользы табачному рынку. Если оптовое звено не сможет качественно обеспечить розницу, неминуемо возродятся «серые» поставки. За последние годы их свели к минимуму. «Сигаретные» контрабандисты фактически исчезли в Беларуси. Но это не значит, что они «вымерли» в соседних странах. Совсем недавно, когда в Украине в 2 раза повысили акциз (решение вступает в силу с 1 мая), в считаные часы на границе со стороны России уже выстроились в очередь фуры с «серой» табачкой.

Конечно, государственный опт может укрепить позиции торговых марок ГТФ «Неман». Но при одном условии: если эти компании смогут обеспечить качественный торговый сервис. Пока же они еще не переросли в товарно-логистические центры, а потому и сыграть решающую роль в переделе рынка между брендами навряд ли смогут. Что касается возможной остановки фабрики на непродолжительное время, то это совершенно не трагичный факт. Возникли кратковременные трудности, которые руководство предприятия способно оперативно решить. Конечно, «тормозить» производство — не самая популярная мера. Но и не самая худшая в сложившихся обстоятельствах. Загруженные склады только увеличивают издержки, сокращают прибыли, вымывают оборотные средства… Несколько лет назад генеральный директор ГТФ «Неман» Юрий Чернышев уже принимал волевое решение о временной остановке производства, чтобы разгрузить склады. Кстати, тогда финансовое положение фабрики значительно улучшилось.

Конечно, сейчас у ГТФ стоит непростая задача. За последние четыре года предприятие преобразилось, появились новые технологии и оборудование, оно теперь может выпускать достойную продукцию, конкурентоспособную с импортными и контрактными брендами. Сейчас на фабрике разрабатываются новые торговые марки, вот только запустить в продажу их проблематично. Реклама табака запрещена во всех видах и формах: донести информацию о новинках нет никакой возможности. Фактически на новый уровень предприятию приходится выходить в весьма жестких ограничительных условиях. И конкурировать с устоявшимися брендами в новых для предприятия ценовых сегментах достаточно проблематично.

Тем не менее импортные торговые марки целесообразно теснить эволюционным путем конкуренции. Если розница будет испытывать дефицит определенных видов продукции, пробел восполнит «серый» рынок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter