Профессию печника никак не назовешь исчезающей

Дым столбом стоит над крышей

Заголовок взят из некогда обязательного для школьной программы стихотворения А.Твардовского «Ленин и печник». Политические и бытовые реалии изменились настолько, что в СМИ иногда мелькает тезис: печник — исчезающая профессия. Выпал повод его оспорить: довелось присутствовать при торжественной процедуре сдачи новой печи.

Бесспорно, что печь сдает позиции как единственный источник тепла в доме. Это доказывает статистика, которая была приведена 7 августа в статье «Эстафета газового факела»: в Беларуси газифицированы все 118 районов и все 113 городов. По уровню газификации наша страна в числе самых передовых. С другой стороны, стопроцентная газификация отдаленных деревень и хуторов едва ли возможна...

...Процедура состоялась без подписания акта приемо–передачи: стороны обошлись словами. Точнее — восклицаниями заказчицы: «Красота... Красотища! Сказка!» Изделие, похоже, превзошло ожидания домохозяйки. Со стороны кухни — собственно печь с варочными конфорками и духовкой, в жилой комнате — камин с нишами и полочками. В обеих топках потрескивали поленья, печь уже начала прогреваться. Никакого запаха, тяга была идеальной, хотя прошло всего два часа как исполнители позвонили: мы закончили, приезжайте принимать работу.

«А мне говорили, что печь нельзя топить сразу, что кладка должна просохнуть...» Хозяйке объясняют: это уловка, хитрость. Вы, допустим, рассчитались за работу, выждали, через неделю затопили... Печь дымит, а «мастера» и след простыл... «Топить можно сразу!» — «А что это за расширение дымохода на уровне потолка?» — «Это противопожарная разделка, без нее МЧС не согласует регистрацию дома».

Это важно, соглашается заказчица. Знакомые, мол, построили дорогой бревенчатый коттедж. На печи решили сэкономить. Хозяин сложил ее сам, инструкции нашел в интернете. Жили в доме недолго. Он загорелся ночью, супруги едва выбрались. Смотрели и плакали...

Удивили хозяйку и гарантии, и цена, которая оказалась меньше, чем брали за работу печники–одиночки. Старший объяснил, что бригада выигрывает на производительности. Работают вчетвером. Столь сложную конструкцию складывают за три дня. Ночуют в спальниках, поскольку работать приходится в строящихся домах — под Москвой, Питером. У нас берут за работу примерно вдвое меньше: понимают экономические реалии. В резиденции известного российского олигарха сложили семь (!) каминов. Показали мне их в своем электронном каталоге. Хороши «камины»: в полный рост можно стать! Оказывается, спрос во многом диктуют состоятельные люди, в домах которых есть и газ, и теплые полы, и кондиционеры... Печь же (русская, «голландка», печь–камин, камин, конструкция для барбекю) не столько служит утилитарно, сколько украшает жилище, будучи важным, иногда изысканным, элементом интерьера.

Это не реклама: бригада в ней не нуждается. Четверо симпатичных и скромных парней работают (легально!) только по рекомендациям, заказами обеспечены на долгое время вперед. Домой в Могилевскую область возвращаются обычно после месячных разъездов. Удивило, что старший, Виктор, нигде не учился, а навыки перенял у мастера, который потом спился. Обучают ли где–нибудь на печника, Виктор и сейчас не знает.

Откуда же (если допустить, что профессия действительно исчезающая) берутся печники, рекламирующие свои услуги в интернете, индивидуально и на специализированных сайтах?

«Не знаю, у нас не готовят», — такой ответ слышу в одном минском строительном колледже, другом... Выручают в Министерстве образования. Оказывается, профессии специально обучают в трех учреждениях строительного профиля: в Барановичах, Орше и Могилеве. Еще в нескольких организованы курсы повышения квалификации. В Барановичском лицее строителей подтверждают: подготовку по этой специальность на дневном отделении ввели три года назад. Она пользуется спросом, в группах по 28 — 30 человек. Но уточняют: мы готовим по специальности «производство строительно–монтажных и ремонтных работ». Навыкам собственно печника обучают только на третьем курсе. После того как учащийся освоит профессии каменщика, плотника, бетонщика...

Это не меняет сути и доказывает, что профессию печника никак не назовешь исчезающей. И разве может быть иначе, если над крышей каждой новостройки, которых множество в белорусских городах, поселках и деревнях, непременно высится труба. Из некоторых уже в эти прохладные осенние дни вьются дымки. То ли будет зимой. Дым над трубой — это красиво. Это значит, что в доме тепло и жизнь продолжается.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 188 (24818). Четверг, 1 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter