Об антитабачной стратегии государства

Дым потихонечку рассеивается

На днях в Москве прошла встреча стран — участниц антитабачной конвенции ВОЗ. Главный вывод, к которому пришли эксперты: в борьбе с курением наметился прогресс вопреки растущему сопротивлению табачных компаний. Среди важнейших решений можно отметить два. Первое: курс на повышение акцизов, а значит, и стоимости сигарет будет продолжен. Второе: обозначен новый подход к проблеме электронных сигарет. Теперь каждый член конвенции по своему усмотрению может или вовсе запретить, или жестко регламентировать их использование. А еще в московской декларации содержится призыв сократить к 2025 году долю курильщиков на 30 процентов.


Все это имеет к нашей стране самое непосредственное отношение. Ведь Беларусь еще в 2005 году ратифицировала упомянутую конвенцию ВОЗ. Борьба с курением идет, но плоды пока не такие, как хотелось бы. Дымят более 45 процентов мужчин и 35 процентов женщин, причем возраст приобщения к этой вредной привычке продолжает снижаться. До сих пор не принят разрекламированный антитабачный закон. Впрочем, многие отмечают, что и прошлогодний российский, который существенно ограничил права курильщиков, мало кем соблюдается...


Парадоксальная складывается ситуация. С одной стороны, у нас самая низкая материнская смертность в мире, а показатели детской и младенческой смертности на уровне самых развитых государств. То есть страна лидирует по тем показателям, которые характеризуют общее состояние здоровья нации. С другой же стороны, мы также в лидерах по потреблению спиртного на душу населения. Зато по средней продолжительности жизни занимаем лишь 114–е место, согласно докладу ООН о человеческом развитии за 2014 год. Как говорит Жванецкий: «Что с человеком ни делай, он упорно ползет на кладбище». Не секрет, что курение, как и алкоголь, делают эту дорогу короче.


По долгу дипломатической службы мне пришлось дважды работать в нашем представительстве при ООН в Нью–Йорке с разбежкой в 15 лет. В первой командировке, в середине 1990–х, я, как и другие любители табака, чувствовал себя очень комфортно. В городе курили везде: на улице, в ресторанах, кафе, гостиницах. Однако уже тогда постепенно стали ограничивать курение в общественных местах... И вот через десяток с лишним лет я снова в Нью–Йорке. Первое, что бросилось в глаза, — это отсутствие огромных плакатов на крышах такси, рекламирующих табачные изделия. Зато заметно прибавилось людей, занимающихся бегом. Редких курильщиков окружающие провожали нехорошими взглядами: от удивленно–вопросительных до брезгливых и осуждающих. Почувствовал это на себе и отчетливо осознал: курить даже на улицах стало дурным тоном.


Думаю, что именно такая атмосфера в обществе стала решающим фактором успеха американской антитабачной кампании. Безусловно, это был результат системной работы, комплекса продуманных мер. Они принимались поэтапно, начиная с выделения специальных зон для курящих, масштабной антитабачной кампании с участием звезд, спортсменов, авторитетных в обществе людей и заканчивая увеличением в разы цен на сигареты. Катализатором успеха стала серия судебных исков пострадавших от курения граждан к табачным компаниям. Один из последних выигранных — на сумму 23 млрд. долларов.


Более того, недавно вторая по величине сеть аптечных магазинов США CVS заявила о прекращении продажи табачной продукции. Решение логичное: ведь сигареты не имеют никакого отношения к заботе о здоровье. Причем для CVS этот шаг означает потерю 2 млрд. долларов в год. И ведь инициатива исходит не от правительства или гражданского общества, а от бизнеса. Значит, он готов жертвовать ради высшей цели — улучшения здоровья нации. Согласитесь, пример достоин подражания.


Я далек от мысли проводить параллели между нашими странами. Как–никак США уже 50 лет ведут борьбу с табаком. Сегодня курение запрещено во всех федеральных учреждениях страны, а в 26 штатах действует полный запрет на курение в общественных помещениях. Итог — доля курящих снизилась с 41 процента до 24, спасено более 8 млн. человеческих жизней.


Мы же только подступаемся к этой борьбе. И некоторые уроки могут очень пригодиться. Наверное, один из главных — на кону вопросы культуры, взаимоуважения людей. Закон должен приучить курильщиков думать и об окружающих. Потому что жизнь человека состоит в том числе из резонных ограничений. Однако нельзя забывать, что каждый человек имеет право на выбор. Поэтому запретить курить вряд ли получится, а вот убедить бросить это занятие, думаю, можно. Перелом произойдет тогда, когда курение станет не только немодным занятием, но и неприличным. Вот тогда мы и сможем утверждать, что выигрываем эту борьбу. Думаю, сила воли и мотивация — решающие здесь инструменты. Испытал это на себе, бросив курить после непрерывного 30–летнего стажа. На что сменил вредную привычку? Сел на велосипед. И теперь считаю велодорожку вдоль Свислочи самым эффективным спортивным сооружением в Минске. Недавно искренне порадовала новость: делегация из Гродно на велосипедах отправилась в Друскининкай на встречу по развитию трансграничного туризма. Позитивные изменения в менталитете все–таки происходят. Времена меняются. Надо просто их приближать.

Советская Белоруссия №208 (24589). Четверг, 30 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter