Дым без огня.

Почему знания по основам безопасности жизнедеятельности так быстро выветриваются из сознания школьников?

Почему знания по основам безопасности жизнедеятельности так быстро выветриваются из сознания школьников?

Именно этот вопрос становится главным после любого ЧП. И пожар в Россонской средней школе им. Машерова, о котором недавно говорила вся страна, не стал исключением: больше всего обсуждали тот факт, что школьники не смогли правильно сориентироваться в экстремальной ситуации через неделю после дня гражданской обороны. Учения, как всегда, проводились для галочки? Или проблема все-таки в чем-то другом?

Условия, приближенные к боевым, — так бы назвали военные то, что произошло в Россонах. Напомню, 7 марта в начале первого урока в школе сработала пожарная сигнализация, коридоры невероятно быстро заполнились дымом — загорелась макулатура под лестницей, ведущей к запасному выходу. Из здания эвакуировали 575 детей и 36 преподавателей. Ученики 9 “Б” класса не дождались спасателей с раздвижными лестницами и стали прыгать из окон третьего этажа на крышу школьного перехода. Итог: из-за пустякового, по сути, пожара восемь человек получили переломы и вывихи.

— Этот случай показал в реальности, кто чего стоит, и хотя пресса акцентирует внимание на ошибках, надо отметить и положительный факт: более 600 человек вели себя адекватно ситуации. Обнаружив, что путь к выходу сильно задымлен, дети плотно закрыли двери в классах и ждали помощи возле окон, — говорит Игорь Урбан, начальник отдела организации обучения населения и профессиональной подготовки Витебского областного управления МЧС. — Причины пожара и вину конкретных лиц установит следствие, мы же снова убедились в том, что в преподавании ОБЖ упор надо делать на практические занятия.

Предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” сегодня уже не является обязательным. Это факультативный курс, который младшие школьники посещают дважды в месяц, а ученики 5—9-х классов — раз в неделю. Оценки детям не ставят, проверка знаний проходит в форме игр, викторин и конкурсов.

— Опыт показывает: чем старше ученики, тем хуже посещаемость факультатива и ниже качество подготовки, — констатирует Игорь Урбан. — Сразу после пожара мы провели внеплановое тестирование. Пятиклашки дали 94 процента правильных ответов, а девятиклассники — всего 60 процентов. Чтобы повысить ответственность при обучении, еще в прошлом году Министерство по чрезвычайным ситуациям инициировало возвращение предмета ОБЖ в список обязательных дисциплин, и после случая в Россонах с таким предложением еще раз выступили руководители управления по ЧС и управления образования Витебского облисполкома.

Оценка, конечно, серьезный стимул для ученика, только решит ли это проблему? С таким вопросом я отправилась в рейд по сельским школам Шумилинского района.

— Теоретические знания, особенно неиспользуемые, постепенно забываются в любом случае, а для практического обучения навыкам безопасности нужна не только соответствующая материальная база, но и серьезная подготовка педагогов, — считает Андрей Романов, преподаватель ОБЖ Башневской средней школы. — Всем известно, что в экстремальной ситуации человек часто теряется, но, когда речь идет о детях, здесь необходимо четкое руководство старших. Взрослые должны управлять ситуацией, не паниковать, и это касается каждого педагога, а не только тех, кто преподает основы безопасности.

Директора всех школ, где я побывала, очень серьезно отнеслись к моему визиту, что, впрочем, неудивительно: после ЧП в Россонах на них обрушился шквал проверок. И только один осмелился высказать крамольную мысль о том, что в школах стали слишком часто кричать слово “пожар” и дети уже не воспринимают информацию о правилах поведения — надоело. Судите сами. Кроме уроков ОБЖ, учителя проводят день охраны труда раз в квартал, неделю безопасности каждый месяц, месячник безопасности и охраны труда два раза в год, в конце концов, эвакуация теперь в школах проводится раз в четверть (раньше она была ежегодной). Сюда же добавьте конкурсы рисунков, команд юных пожарников и прочее, и прочее, и прочее...

Показательный факт: в марте во время тестирования по правилам безопасного поведения в Россонской школе ученики старших классов явно нарочно выбирали самые глупые варианты ответов. То есть даже после реального ЧП, зная, что одноклассники в больнице, подростки отвечали на вопросы “по приколу”.

Вот она, основная причина многих трагедий — несерьезное отношение к возможной опасности. “Война — войной, а геометрия — геометрией” — так однажды отреагировала учительница моего сына на учебный сигнал тревоги, не позволив начать “эвакуацию”, пока все не дописали решение задачи. И это единственное событие, связанное с обучением гражданской обороне, которое произвело на него  неизгладимое впечатление. Неправильное с точки зрения навыков выживания, но абсолютно верное в смысле общего ощущения наигранности и фальши. Что же удивляться “пробке в ушах” на занятиях ОБЖ, а потом — панике, которая возникает из-за незнания элементарных правил?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter