Известный кинематографист Дмитрий Зайцев отметил этой весной свое 80-летие

Дыхание таланта

Дмитрий Зайцев уверен: хороший фильм рождается не случайно

Успешных примеров талантливых кинематографистов, которые из операторской профессии перешли в режиссуру, немало. Выдающийся оператор Сергей Урусевский как режиссер явил нам «Бег иноходца» по Чингизу Айтматову и «Пой песню, поэт…» о Сергее Есенине. Юрий Ильенко, работавший оператором на картине «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, сам стал режиссером нескольких фильмов, в том числе одного из шедевров украинского кино «Белая птица с черной отметиной». Оператор Петр Тодоровский в итоге вовсе оставил камеру и создал два десятка потрясающих собственных картин. В белорусском кинематографе в числе таких успешных примеров профессиональной трансформации можно назвать Юрия Елхова и Дмитрия Зайцева. Не зря в последнее время они работают в тандеме и называют себя фильмейкерами, выступают как авторы сценария, операторы, продюсеры и дистрибьюторы. Кстати, они практически ровесники, и для обоих этот год юбилейный. Но поскольку у Юрия Александровича день рождения в конце года — 7 декабря, а Дмитрию Евгеньевичу 80 уже стукнуло (26 марта), «разбор полетов» начнем с Зайцева.


Заслуженный деятель искусств Беларуси, лауреат Государствен­ной премии СССР (за фильм «Люди на болоте») и Государ­ственной премии Беларуси (за картину «Цветы провинции») Дмитрий Зайцев — безусловно, знаковая фигура нашего кино. В разных творческих ипостасях принимал участие в создании более 40 фильмов.

Родился он в Минске в семье будущего народного художника БССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Евгения Алексеевича Зайцева. Какое-то время проучился в Политехническом институте, как это часто бывает, родители настояли на том, чтобы в руках был диплом о высшем образовании. Через какое-то время, не окончив и первого курса, пришел работать на «Беларусьфильм», а после рванул во ВГИК по совету оператора Анатолия Заболоцкого. И уже за свою дипломную работу «Иван Макарович» Игоря Добролюбова на ХХII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции в 1970 году получил Гран-при «Серебряная Минерва» за высокое исполнительское мастерство актеров и отличное техническое решение фильма, придавшее ему особую выразительность. Высшей награды на тот момент в белорусском кино не было. Также картина получила первую премию на 4-м Всесоюзном фестивале в Минске. 

— Все же кем вы больше себя чувствуете — оператором или режиссером?

— По существу, для меня это одно и то же. Хороший оператор всегда должен быть сорежиссером фильма. Оператор занимается выражением чувств через изображение, режиссера больше волнует внутренний мир героев и их судьба. Для режиссуры нужны опыт и умение. И режиссерское видение приходит не сразу. 

Я прошел через операторскую школу, но в какой-то момент возникла потребность заниматься не только изображением, но и эмоциональными, чувственными вещами. Я долго к этому шел. Но, по-моему, каждый, кто хочет заниматься кино, к этому стремится. Режиссура — очень серьезная профессия, совмещающая многие знания. Надо хорошо знать изобразительную сторону выражения идей. Кино затягивает. Когда рождаются образы людей на экране и ты проживаешь их жизнь, как свою, это не может не затягивать. Я это остро почувствовал на съемках картины по Джеку Лондону «Время-не-ждет». Мы оказались на настоящем ­Севере, среди снегов, собак лаек, снимали около Анадыря на Чукотке, в Мурманске и других местах, а сцены в Калифорнии, описанные в романе, снимали в Крыму. Я тогда как бы полностью окунулся в среду героев Джека Лондона. Аляска и Чукотка — практически одно и то же, только Берингов пролив их разделяет. Такие съемки незабываемы.

— Дмитрий Евгеньевич, люди без образования могут снять хорошее кино?

— Мой друг как-то спросил у известной американской женщины-режиссера: «Какое у вас образование?» Она ответила: «Я 12 лет носила кофе Стивену Спилбергу». И я думаю, это возможно, она по-своему права, все зависит от человека. От его стремления, желания, от того, что он представляет из себя как личность. Специальное образование важно для оператора. Есть много технических вещей, которые надо знать, и самостоятельно ты их не постигнешь. Мой педагог во ВГИКе Маргарита Михайловна Пилихина снимала много картин и всегда давала какие-то подсказки. Нашим общим мастером был опытный Александр Гальперин. Во ВГИКе все было прекрасно продумано: был и руководитель мастерской, и конкретный профессионал, который с тобой занимался. Во ВГИКе я снял очень много курсовых работ: вместо полагавшихся шести — восемнадцать! Потому что все время обращались ребята с параллельных курсов, режиссерского факультета. Тогда параллельно со мной на режиссерском факультете в мастерской Михаила Ромма учились Сергей Соловьев, Станислав Говорухин, Валерий Рубинчик. ВГИК был таким единым учебным комплексом. Мы ходили на лекции к художникам, слушали, что говорит Сергей Герасимов, приходили в институт в 8 утра и уходили в 11 вечера. Потом все творческие люди Москвы приезжали в наше общежитие ВГИКа, потому что там целую ночь работал буфет. Собирались абсолютно разные люди — художники, композиторы, литераторы. По нашему студенческому билету мы могли посетить любую выставку и любой спектакль. Незабываемое время и общение! 

— Белорусское кино может вернуться на прежнюю высоту? На уровень вашего с Виктором Туровым фильма «Люди на болоте»?

— В последнее время появляются талантливые ребята. Но кинопроизводство требует вложений. Раньше я мог поехать снимать картину по всему Советскому Союзу. Например, половину ленты «Франка — жена Хама» я снимал в Польше, половину — в Прибалтике. Возможности были иные. В свое время эта картина получила Гран-при на кинофестивале в Испании. Я думаю, национальный кинематограф непременно возродится. Белорусского материала у нас предостаточно. 

Сейчас с Юрием Елховым мы сняли картину «Дамоклов меч», которая существует в двух форматах — как полнометражный фильм и как 4-серийный для телевидения. Но прокат не хочет брать, сказали, сами занимайтесь прокатом.

— Дмитрий Евгеньевич, у вас снимались Лев Дуров, Евгений Сидихин, Сергей Газаров, Сергей Гармаш… Легко заполучить в картину звезд?

— Это вопрос чутья, профессио­нализма, опыта. Какие-то вещи строятся на доверии. С Сергеем Газаровым были великолепные отношения на съемках. Сергей Гармаш в картине «Стая» играл, по существу, меня — отца главного героя, а прототипом главного героя был мой сын. Я сам написал сценарий. «Стая» для меня — такая непростая личная история…

— Еще раз с прошедшим юбилеем!

— Спасибо!

КСТАТИ

Фильм «Неприкосновенность» Юрия Елхова и Дмитрия Зайцева был удостоен Гран-при на 20-м Международном фестивале детективных фильмов «ДетективФЕСТ» в Москве в 2018 году.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter