Дядя решает, а Ваня сдает

Зачем зубрить эти ненавистные правила и формулы, когда у тебя есть всезнающий решебник...

В книжном магазине бросается в глаза яркая вывеска, которая обещает подарок любому, кто купит три книги с... готовыми домашними заданиями. Выбор огромный: на каждый предмет и для каждого класса как минимум по два варианта. Вот он — «кладезь» знаний! Зачем зубрить эти ненавистные правила и формулы, когда у тебя есть всезнающий решебник...


Медвежья услуга?


Признаюсь, с решебниками мне и моим одноклассникам довелось столкнуться разве что в выпускном классе, да и то при подготовке к экзамену по математике. А сегодня обилие всевозможных готовых домашних заданий и экзаменационных ответов шокирует. Уже с третьего класса ученики могут не корпеть над учебниками по математике. Для чего вникать в условие задачки, если все уже решено, только списывай? Да и творческое мышление развивать незачем: купил книгу с готовыми заданиями по литературе для четвертого класса (!) — вот тебе и сочинение, и ответы на вопросы по тексту. И зачем читать «Каштанку», если сюжет уместился в пять предложений? Даже продавцы книжных магазинов в шоке: родители первоклашек спрашивают решебники по рисованию.


Свое беспокойство по этому поводу не скрывает и Александр Фельдман, учитель математики СШ № 19 Минска: если в школе ученик не научился решать задачи по физике и математике, он вряд ли овладеет этой наукой и в вузе — не будет времени, возможностей, способностей.


— Я был поражен, когда весной в продаже увидел решебник экзаменационных материалов. Причем за этот сборник я выше «восьмерки» не поставил бы.


Тем не менее книжные полки ломятся от обилия такой литературы. Значит, есть спрос? Людмила Дайлидко, директор издательства «Юнипресс», уверена, что решебники — не горячие пирожки на морозе, и популярны не больше других учебников:


— Какой смысл опасаться разнообразия книг с готовыми ответами, если в интернете сегодня можно найти все? Да и в первую очередь такие сборники предназначены для родителей, ведь мало кто помнит, скажем, из курса химии формулу железа или какой элемент с чем реагирует. Как тут проверишь, правильно ли твой ребенок сделал домашнее задание? А что дети списывают, так разве это не та же ситуация, когда учитель принимает десять одинаковых рефератов, «скачанных» из интернета? Решебники в этом плане — лучший вариант, ведь они не дают голого ответа, отсылают что–то повторить, вспомнить, прочитать ранее изученный материал. Да и что греха таить, педагоги сами охотно пользуются такими книгами!


Сделай сам


Увы, но факт: то и дело доводится слышать об учителях, которые на занятиях сами бесцеремонно строчка за строчкой переписывают ответ из решебника на доску. А если в текст закралась опечатка? Вот и Александр Фельдман, общаясь с одной из коммерческих организаций по поводу издания их экзаменационных ответов, услышал неожиданное: «Вы знаете, на селе некоторые учителя не могут решить задачи самостоятельно». Получается, корешки проблемы — в уровне подготовки педагогов? Евгений Ливянт, известный репетитор по физике и математике, придерживается именно такого мнения. Шутка ли! Раньше безответственных учеников опытный репетитор пугал армией: мол, не будешь учить математику — пойдешь служить. Сейчас для одиннадцатиклассника самая эффективная управа: «Не переживай, «пед» тебя все равно возьмет». Впрочем, Евгений Ливянт не считает, что умных ребят становится меньше:


— Но падает качество знаний! Почему? Все просто. Раньше в педагогический шли выпускники школ с отличными результатами, еще год–два назад учителями изъявляли желание стать только отстающие, а сегодня не идут и они. Подтверждение тому — недоборы в педагогических вузах. Какой уж тут престиж профессии учителя? И решебники — скорее результат. Ученики списывают, учителя об этом знают, в чем ученики, в свою очередь, даже не сомневаются. Что мы получаем на выходе? Медалисты не набирают и 20 баллов на ЦТ, более того, по моим подсчетам, только у 20 процентов учеников выпускных классов достаточные элементарные знания, а процентов 90 не расскажут наизусть ни одного стихотворения Пушкина.


Но так ли все однозначно? Вера Васильевна, сельский учитель математики с 30–летним стажем, придерживается своей точки зрения: дело не только в педагогах. Сейчас такие учебники, что без решебника не то что детям суть задачи объяснить сложно — самому иногда понять... Может, стоит издавать сборники ответов только для учителей? Словом, замкнутый круг.


...А в книжном магазине у стеллажа с решебниками, как всегда, многолюдно. Сметают физику, математику, английский. Так и хочется сказать: ребята, в жизни на все готовых ответов не бывает...


Компетентно Юрий Загуменнов, завкафедрой педагогики Минского городского института развития образования:


— Сегодня в школьном образовании на первый план выдвинута мера ответственности учащихся за свое будущее, ведь в жизни под рукой не будет решебника и нужно самостоятельно справляться с проблемами. К тому же с наличием готовых ответов бороться очень сложно: даже если их запретить, с современными технологиями такие шпаргалки все равно появятся. Но можно обратить это явление и во благо, если использовать подобные книги лишь как справочный материал, чтобы сверить правильность ответов. Получается своеобразная обратная связь: ученик может не только получить оценку, но и проверить свои знания самостоятельно, развить чувство самоконтроля. Это как в кроссвордах, ответы на которые публикуют или в том же номере газеты, или в следующем, чтобы вопрос не повис в воздухе.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter