Двуединая задача

За полугодие КГК взыскал в доход государства более 110 млрд рублей

Комитет госконтроля Беларуси сегодня – одна из самых эффективно функционирующих государственных структур в стране, стоящая на страже ее экономических интересов. Произошедшие в ней за последние годы изменения позволили оптимизировать систему государственного контроля, способную комплексно оценить экономическое и социальное развитие государства.

На базе комитета сформирован уникальный механизм совместной деятельности контролирующих и правоохранительных органов. Он позволяет не только проверять законность и эффективность расходования государственных средств, но и выявлять, пресекать легализацию незаконно полученных доходов, коррупционные, налоговые, экономические правонарушения.

Сегодня наша деятельность направлена на обеспечение экономической безопасности государства, выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности. Такая задача перед КГК поставлена главой государства. И это большое доверие и большая ответственность перед своей страной. В современных условиях обеспечить экономическую безопасность – это значит избежать негативных тенденций и регресса в экономической сфере, а в целом обеспечить независимость государства. Каждая наша результативная проверка, каждый возвращенный бюджету рубль, каждое инициативное предложение по повышению эффективности работы экономики – это и есть вклад Комитета госконтроля в экономическую безопасность страны.

Комитет госконтроля принимает все меры, чтобы достойно выполнять возложенные на него задачи. Динамика показателей нашей работы — тому наглядное подтверждение. С каждым годом возрастают суммы, взысканные в бюджет после проверок КГК. За первое полугодие нынешнего года поступило в доход государства только денежных средств более 110 млрд. рублей – больше, чем в прошлом году, в полтора раза возросла сумма примененных административных штрафов…

При этом на протяжении нескольких последних лет Комитет госконтроля планомерно сокращает количество проверок – почти на тысячу ежегодно. В нынешнем году число проверок сокращено почти в два раза. В условиях действия Указа Президента № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь» КГК проводит проверки только при наличии достоверных сведений о правонарушениях. 

Впрочем, органы государственного контроля в большей степени нацелены на упреждение негативных тенденций. Мы рассматриваем проблемные вопросы с участием их исполнителей накануне истечения сроков поручений главы государства. Провели десяток совещаний. В некоторых случаях сразу находили правильное решение, в других — «стимулировали» руководителей министерств и предприятий быстрее принимать адекватные меры. Глава государства четко обозначил: спрос с должностных лиц за невыполнение его поручений должен быть жестким.

За последние годы заметно улучшилось взаимодействие Комитета госконтроля с органами исполнительной власти. Мы активно принимаем участие в заседаниях Президиума Совета Министров, исполнительных комитетов, коллегий министерств и концернов. Только в адрес правительства в этом году направлено около 100 писем, в которых содержались конкретные предложения по совершенствованию работы отраслей экономики и отдельных предприятий. Сегодня большинство из них реализовано.

Комитет госконтроля нацелен на проведение масштабных комплексных мероприятий, позволяющих выявить системные нарушения законодательства в приоритетных сферах народного хозяйства. Многое делается по наведению порядка на земле. Если раньше захватить участок земли или построить что-либо без разрешения было обычным делом, то сегодня такой вольницы и близко нет. Выявленные нарушения свое­временно пресекаются.

Больше внимания в нынешнем году уделялось вопросам реализации алкогольной продукции и пива. Комитет вскрыл несколько теневых схем, по которым ввезенное в страну импортное пиво реализовывалось без уплаты налогов. Один субъект хозяйствования через 7 подконтрольных ему лжепредпринимательских структур вывел в теневой оборот пива на сумму около 15 млрд. руб. Нарушения закона установлены еще у нескольких крупных фирм — импортеров пива.

Широкий резонанс получила проверка деятельности, связанной с оборотом нефтепродуктов. Все началось с установления качества топлива на автозаправках, а закончилось возбуждением уголовных дел в отношении частных лиц, нелегально ввозивших в страну бензин и дизтопливо. Более того, по результатам наших проверок число фирм, имевших лицензии на реализацию нефтепродуктов, сократилось почти в три раза. Однако на обеспечении внутреннего рынка нашей страны автомобильным топливом такая мера никак не отразилась.

На протяжении нескольких последних лет Комитет госконтроля занимается вопросами импортозамещения. Об этом подробно и часто рассказывает «Рэспублiка». Проведены коллегии, по каждому отраслевому министерству подготовлены конкретные предложения по производству отечественной продукции. Да, многое сдвинулось с мертвой точки, однако неиспользованных резервов до сих пор остается значительно больше. Убежден, что сегодня работу по контролю за импортозамещением нужно еще более активизировать.

В последнее время мы широко используем мировую практику аудита эффективности. Более того, передовые методики аудита применяем как на микроуровне — к субъектам хозяйствования или организациям, получающим бюджетные средства, так и на макроуровне — от республиканских органов государственного управления до правительства.

Что это значит? В первую очередь целью контрольных мероприятий стала оценка эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности. Кроме того, оценка дается и деятельности органов исполнительной власти и иных организаций по проверяемым вопросам. В обязательном порядке анализируется обоснованность принятых управленческих решений, делаются выводы о степени эффективности использования расходуемых на это государственных средств. Такой анализ позволяет нам вскрывать болевые точки в экономике.

Сегодня важно быть не только в курсе происходящих событий, но и предвидеть ситуацию на шаг вперед. В этих условиях особенно полезна, а иногда и бесценна оперативная информация. Без серьезных аналитических центров, способных исследовать огромные банки информации, практически невозможно выстроить эффективную систему противодействия преступным посягательствам в экономической сфере.

В Комитете госконтроля такая структура создана. Речь идет о Департаменте финансового мониторинга. Наша финансовая разведка в первом полугодии направила почти 2,5 тысячи сообщений о подозрительных финансовых операциях в ответ на запросы контролирующих и правоохранительных органов. Каждый из этих запросов потребовал проведения скрупулезного анализа банковских операций, совершаемых предполагаемыми субъектами-нарушителями. По результатам реализации этих сообщений в бюджет республики взыскано свыше 5 млрд. рублей.

Другое подразделение КГК — Департамент финансовых расследований — способно эффективно реализовать имеющуюся у нас информацию. В этом году финансовой милицией комитета возбуждено 773 уголовных дела, пресечена незаконная деятельность частных лиц в сфере обращения лома металлов, по ввозу в страну нефтепродуктов… Прекратили свое существование крупные преступные группы, которые занимались обналичиванием денег. Их руководители содержатся под стражей.

При этом мы никогда не стремились лишить человека свободы. Более того, широко используем возможности Уголовного кодекса, связанные с освобождением от уголовной ответственности лиц, добровольно возместивших причиненный ущерб. Более 80 граждан, расследование в отношении которых вел комитет, освобождено от уголовной ответственности, в бюджет они заплатили свыше 23 млрд. рублей. Подчеркну: заплатили сумму, значительно превышающую причиненный ущерб.

Не могу не упомянуть еще об одном важном направлении. Комитет госконтроля проводит большую работу с населением. Ежегодно его работники лично принимают порядка 10 тысяч граждан, еще столько же рассматривается письменных обращений. В практику вошло непосредственное общение с населением: только в прошлом году руководящими работниками комитета проведено почти 600 «прямых линий».

Отрадно, что нам доверяют. В Комитете госконтроля люди пытаются найти защиту своих законных интересов. Это доверие я считаю одним из самых важных показателей работы всего нашего коллектива.

Зенон ЛОМАТЬ, председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь

------------------------------------------

Вехи контрольной деятельности

На протяжении 90 лет ведется летопись органов государственного контроля Беларуси. В далеком 1919 году был создан Комиссариат государственного контроля Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии, положивший начало государственному контролю в республике.

С течением времени не раз менялись названия и структура контрольного органа. К примеру, в марте 1946 года действовавший на тот момент Наркомат госконтроля БССР был переименован в Министерство государственного контроля Белорусской ССР. Ему на смену в 1958 году пришла Комиссия советского контроля Совета Министров БССР, которая спустя 3 года была преобразована в Комиссию государственного контроля Совета Министров БССР. Реорганизация контрольных органов продолжалась и в последующие годы.

Важной вехой в развитии контрольной деятельности стал 1962 год. В это время был организован Комитет партийно-государственного контроля Центрального Комитета КПБ и Совета Министров БССР, а спустя три года органы партийно-государственного контроля Белорусской ССР были преобразованы в органы народного контроля. Коренная реорганизация контроля в стране дала новый импульс его развитию. В 60-х годах прошлого века в Белорусской ССР действовало свыше 10 тысяч групп и более 13 тысяч постов содействия партгосконтролю, в их работе участвовало почти 183 тысячи человек.

Новый этап контрольной деятельности наступил с обретением белорусским государством независимости. В 1992 году были образованы Контрольная палата Республики Беларусь, подотчетная парламенту, и Департамент экономического контроля при Совете Министров.

2 августа 1994 года создана Служба контроля Администрации Президента Республики Беларусь (одновременно был упразднен Департамент экономического контроля). С этой даты ведет свою историю современный Комитет государственного контроля.

Впоследствии Служба контроля Администрации Президента преобразована в Службу контроля Президента Республики Беларусь, а в 1996 году — в Комитет государственного контроля.

На протяжении девяноста лет не раз менялись названия и структура этого органа. Всегда оставалась неизменной его главная задача — защищать экономические интересы государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter